Цели: продолжать знакомить учащихся с зарубежными писателями и зарубежной литературой; дать первичное представление о произведении Д. Свифта «Приключения Гулливера»; прививать ученикам интерес к литературе, любовь к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового мате-риала.
Изучение нового раздела можно начать с небольшого конкурса, викторины «Знаете ли вы сказки?». Дети могут разделиться на группы (2–3), за каждый правильный ответ группа (участник) получает жетон.
Можно предложить детям следующие задания:
Звучит одна из песен из мультипликационного фильма «Бременские музыканты» (песня Трубадура, песня Атаманши, песня Короля и принцессы и т. д.).
– Из какой сказки прозвучавшая песня? Кто автор сказки? («Бременские музыканты», братья Гримм.)
– Как звали девочку, у которой «скорлупка грецкого ореха была колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом»? Кто рассказал о ней? (Дюймовочка, Г. Х. Андерсен.)
– В какой сказке следовало дёрнуть за верёвочку, чтобы дверь открылась? Кто её автор? («Красная Шапочка», Ш. Перро.)
– Героиня какой сказки на вопрос о том, как «она почивала», ответила следующими словами: «Ах, очень дурно! Я почти глаз не сомкнула! Бог знает что у меня была за постель! Я лежала на чём-то твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках! Просто ужасно!» («Принцесса на горошине», Г. Х. Андерсен.)
– Из какой сказки эти предметы: тыква, часы, карета, туфелька? («Золушка», Ш. Перро.)
– В какой сказке нас ожидает встреча с Мартовским Зайцем, Шалтаем-Болтаем, Чеширским Котом, Белым Рыцарем? Кто сочинил эту сказку? («Приключения Алисы в Стране Чудес», Л. Кэрролл.)
Подведение итогов.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Конкурс «Знаете ли вы сказки?» открыл новый, заключительный раздел, который нам предстоит изучить в этом году. Может быть, вы уже догадались о том, что объединяет все узнанные вами сказки и произведения каких писателей мы будем изучать в новом разделе?
– Совершенно верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных сказочников, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература».
– Открывает раздел отрывок из сказки английского писателя Джонатана Свифта «Приключения Гулливера».
– Знакомы ли вы с этим произведением? Кто такой Гулливер?
– Сегодня мы прочитаем о том, как Гулливер попал в страну лилипутов.
Учитель и учащиеся читают отрывок из произведения.
– Что хотите сказать?
– Что вас особенно поразило?
– Каким вам показался Гулливер?
– А что вы можете сказать о человечках, живущих в необыкновенной стране?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: прочитать произведение Д. Свифта «Путешествие Гулливера» (с. 160–165, часть 2-я), подготовить пересказ отрывка.