Урок 81. гласная БУКВА Юю
Цели: познакомить учащихся с гласной буквой Ю ю; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Куда улетают птицы осенью? (На юг.)
1. На магнитной доске выставлены гласные буквы. Дети читают сначала гласные, которыми обозначается твердость согласных, потом те, которые обозначают мягкость согласных.
Отдельно выставляются буквы е, я, ё.
Учитель спрашивает:
– Почему эти буквы называем особенными?
(В начале слова и после гласных ими обозначаются слияния, то есть два звука – согласный и гласный: [й’э], [й’а], [й’о].)
Чтобы вспомнить пройденный материал разбираются слова ели, маяк, ёжик.
Учитель сообщает, что на уроке дети узнают еще одну, четвертую, особенную гласную букву.
Отгадайте загадку:
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет – ляжет на бочок. (Юла.)
На доске – предметная картинка с изображением юлы. Слово напечатано, под ним начерчена схема.
Схема помогает установить слого-звуковой состав слова юла.
Учащиеся определяют, что первый слог этого слова – слияние. При медленном произношении распознаются два звука, согласный и гласный: [й’у].
Игра «Кто внимательный?».
а) Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.
б) Хлопните в ладоши, если услышите ю в словах: яблоко, ёлка, Эдик, Юра, Елена, юмор, яма, юла, улица, юбка.
в) На доске – предметные картинки с изображением юлы, ландыша, яблока. По первым звукам названий надо отгадать имя девочки.
Юла ландыш яблоко
Ю л я
Физкультминутка
2. На что похожа буква Ю?
Учитель показывает карточку с буквой Ю ю.
На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм смело встал лицом.
В. Степанов
– На что еще похожа буква ю? (Ответы детей.)
Слово учителя.
– Когда мы называем эту букву, то произносим два звука [й’у]. Если эта буква находится в начале слова или после гласной, то при чтении надо просто назвать букву.
3. Дети читают и разбирают выставленные на магнитной доске слова:
пой – пою, играй – играю,
рисуй – рисую, читай – читаю
Выразительное чтение колыбельной песни, с. 170.
Заучивание наизусть.
4. Разгадывание загадки, с. 171.
5. Работа по картинке. Составление предложений.
6. Разгадывание ребусов.
Физкультминутка
7. Работа по картинке на с. 170.
Вопросы:
– К какой сказке эта иллюстрация?
(«Сказка о глупом мышонке».)
– Кто автор сказки? (С. Я. Маршак.)
– Какой момент изображен на картинке?
– Что случилось с мышонком?
– Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?
На вопросы дети отвечают после того, как учитель прочтет «Сказку о глупом мышонке» С. Я. Маршака.
III. Итог урока.
– О какой букве узнали на уроке?
– Чем она особенна?
– Какие были затруднения?