Урок 8 Тема: «Мой мир»

0
882
программы

Цель урока: расширять представления учащихся о нравственно-духовных качествах человека; пробуждать в детях добросердечное и уважительное отношение к окружающим их людям; воспитывать в них стремление к моральной регуляции поведения.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа.

Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница».

Круг радости

Учитель и дети приветствуют друг друга, обмениваются улыбками; легким прикосновением ладони передают тепло рядом стоящему; желают друзьям мира в сердце!

Мир, мир, мир везде!

Мир в тебе и мир во мне!

Мир, мир, мир везде!

Мир всегда в моей душе!

Проверка домашнего задания

Учитель предлагает детям вспомнить качества, с которыми они познакомились на предыдущем уроке самопознания. Дети читают свои истории о семечке порядочности.

Творческая работа

Учитель рисует на доске силуэт человека. Приглашает детей к размышлению.

– Как вы считаете, что необходимо человеку для того, чтобы его тело крепло, развивалось физически?

Ответы детей учитель записывает слева от рисунка.

– Подумайте и расскажите, а что мешает ему расти?

Ответы записываются справа от рисунка.

Затем учитель рисует на доске образ внутреннего мира человека в виде дерева с корнями.

– Что, по-вашему, необходимо человеку для того, чтобы на сердце были всегда нежность и радость?

Ответы детей учитель записывает слева от рисунка.

– Как вы полагаете, что мешает человеку совершенствоваться нравственно?

Ответы детей учитель записывает справа от рисунка.

Дети анализируют записи на доске, размышляют.

Работа с хрестоматией

Чтение отрывка из рассказа Антуана де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

… Миновала неделя с тех пор, как я потерпел аварию и, слушая про торговца пилюлями, я выпил последний глоток воды.

– Да, – сказал я Маленькому принцу, – всё, что ты рассказываешь, очень интересно, но я ещё не починил свой самолёт, у меня не осталось ни капли воды, и я тоже был бы счастлив, если бы мог просто-напросто пойти к роднику.

– Лис, с которым я подружился…

– Милый мой, мне сейчас не до Лиса!

– Почему?

– Да потому, что придётся умереть от жажды…

Он не понял, какая тут связь. Он возразил:

– Хорошо, если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть. Вот я очень рад, что дружил с Лисом…

«Он не понимает, как велика опасность. Он никогда не испытывал ни голода, ни жажды. Ему довольно солнечного луча…»

Я не сказал этого вслух, только подумал. Но Маленький принц посмотрел на меня и промолвил:

– Мне тоже хочется пить… Пойдём, поищем колодец…

Я устало развёл руками: что толку наугад искать колодцы в бескрайней пустыне? Но всё-таки мы пустились в путь.

Долгие часы мы шли молча. Наконец стемнело, и в небе стали загораться звёзды. От жажды меня немного лихорадило, и я видел их будто во сне. Мне всё вспоминались слова Маленького принца, и я спросил:

– Значит, и ты тоже знаешь, что такое жажда? Но он не ответил. Он сказал просто:

– Вода бывает нужна и сердцу…

Я не понял, но промолчал. Я знал, что не следует его расспрашивать.

Он устал. Опустился на песок. Я сел рядом. Помолчали. Потом он сказал:

– Звёзды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно…

– Да, конечно, – сказал я только, глядя на волнистый песок, освещённый луною.

– И пустыня красивая… – прибавил Маленький принц.

Это правда. Мне всегда нравилось в пустыне. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видно. Ничего не слышно. И всё же тишина словно лучится…

– Знаешь, отчего хороша пустыня? – сказал он. – Где-то в ней скрываются родники…

Я был поражён. Вдруг я понял, почему таинственно лучится песок. Когда-то, маленьким мальчиком, я жил в старом-престаром доме – рассказывали, будто в нём запрятан клад. Разумеется, никто его так и не открыл, а может быть, никто никогда его и не искал. Но из-за него дом был словно заколдован: в сердце своём он скрывал тайну…

– Да, – сказал я. – Будь то дом, звёзды или пустыня – самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.

– Я очень рад, что ты согласен с моим другом Лисом, – отозвался Маленький принц.

Потом он уснул, я взял его на руки и пошёл дальше. Я был взволнован. Мне казалось, я несу хрупкое сокровище. Мне казалось даже, ничего более хрупкого нет на нашей Земле. При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер, и говорил себе: всё это лишь оболочка. Самое главное – то, чего не увидишь глазами…

Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нём, словно пламя светильника, даже когда он спит… И я понял, он ещё более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…

Так я шёл… и на рассвете дошёл до колодца.

– Как вы понимаете слова: «Главное – то, чего не увидишь глазами?»

– Что вы можете сказать о внутреннем мире Маленького принца, его сердце?

Размышления детей.

– «Самое прекрасное то, чего не увидишь глазами…»

Мы должны понимать, что самое важное, самое бесценное – это внутренний мир человека. В нашем сердце живет прекрасное чувство любви – то, что не увидишь глазами, но почувствуешь сердцем. Когда человек старается стать лучше, совершенствует себя, живет в согласии со своей совестью, слушает свое сердце, тогда оно становится чутким, проницательным. Благородство души и сердца человека позволяет ему понять каждого, кто соприкасается с ним.

Творческая (групповая) работа

Учитель предлагает детям выполнить в тетради задание 1.

– Выполнять задание мы будем несколько необычно.

Учитель делит класс на 5 6 групп, которые вначале индивидуально, а затем коллективно выполняют задание.

Для выполнения работы желательно выделить 4 5 минут.

Презентация работ

Дети представляют выполненные работы. Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями.

– Внутренний мир человека – это его разум и сердце. Сердце – глаза разума. Сердце – свет души. Сердце человека – мудрое и доброе. Оно помогает ему понимать мир и правильно ориентироваться в жизни. Человек, который не слушает свое сердце, духовно беден. Он чувствует, что ему постоянно чего-то не хватает. И тогда он начинает искать мира в своем сердце, согласия чувств и разума. И обязательно находит его.

Домашнее задание.

– Выполните в тетради задание 2 .

Прочитайте в хрестоматии стихотворения А.Барто «Отложу на потом» и «Сила воли», М. Яснова «Горести-печалести».

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель заранее пишет на листочках пожелания, затем складывает их в шкатулку .

– Один из добрых волшебников Вселенной незаметно для вас просмотрел ваши творческие работы. Я хочу вам сказать по большому секрету, что все работы ему очень понравились. Самое важное, как полагает Добрый Волшебник, – каждое творческое произведение исполнено настолько ярко, образно и красиво, что позволяет представить и понять ваш прекрасный внутренний мир.

Добрый Волшебник очень доволен и приятно удивлен. В подарок каждому ребёнку-творцу он подготовил пожелание. Все его волшебные пожелания находятся вот в этой шкатулке. Подойдите, пожалуйста, к ней. Пусть каждый из вас узнает о том, что вас ожидает в будущем. Уверена, что каждого из вас ждет все самое волшебное, лучшее, красивое. Непременно сбудутся все ваши светлые мечты.

Дети вынимают записки с именами, читают, обмениваются мнениями, благодарят учителя.

Самопознание, поурочные планы для 4 класса