Урок № 8 Связь слов в словосочетании. Повторение и закрепление

0
1007
информатика

Цель: 1. закрепить знаний о подчинительных видах связи; Актуализировать опорные знания и умения по данной теме;

2. развитие коммуникативной компетентности обучающихся

3. Воспитывать внимание учащихся.

Ход урока

Оргмомент

Этап проверки домашнего задания.

Примечание. учебник Русский язык: учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения. Второе издание, переработанное, дополненное. – Алматы: Мектеп, 2011. – 344 с

упражнение № 52. замените глаголы отглагольными существительными. Сотсавьте три предложения с любыми словосочетаниями

Этап проверки знаний.

Устный ответ на лингвистическую тему: «Виды связи слов в словосочетании»

Сегодняшний урок мы посвятим повторнеию и закреплению темы «Типы связи слов в словосочетании»

Этап повторения. Слово учителя

Способы подчинительной связи — согласование, управление, примыкание.

Согласование — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное:

Лениво дышит(Что делает?) полдень (какой?) мглистый. (Ф. Тютчев.)

В предложении сказуемое дышит согласуется с подлежащим полдень в ед. ч., а определение мглистый согласуется с подлежащим в м. р., ед. ч., им. п. Согласование выражено окончаниями: -ит — у сказуемого, -ый — у определения.

Чаще всего согласуются сказуемые и определения.

Управление — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже: тормозить (что?) движение, препятствовать (чему?) движению; писать (о чем?) о поездке; описывать (что?)местность; написать (что?)письмо; написать (кому?) другу; написать(о чем?) об экзаменах и др.

Управление выражается окончаниями зависимых слов и предлогами.

В предложении управляются чаще всего дополнения:

Старик ловил (чем?) неводом рыбу. (А. Пушкин.)

При согласовании изменение формы главного слова вызывает изменение формы зависимого (летний дождь, летнего дождя и т. д.)„ а при управлении изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого:

участвую в движении, участвовать в движени и, участвуешь в движении и т. д.).

Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу, а также интонацией и порядком слов: очень милый, уехал (куда?) учиться, сказал (как?) волнуясь. Примыкают наречия, инфинитив и деепричастия.

В предложении чаще всего примыкают обстоятельства:

Лениво катится (как?) река. (Ф. Тютчев.)

Этап закрепления темы

Задание № 1. распределите данные словосочетания в три столбика:

Согласование

Управление

примыкание

Восьмое января, голос учителя, дремать стоя, крайне усталый, моя биография, находиться в комнате, очень много, позвать тебя, поющий скворец, розовый цветок, старик рыбак, усталый от дел.

Бегать по улице, ваша одежда, вторая смена, вычерпать до дна, глиняная миска, извивающаяся змея, кофе по-турецки, намерение искупаться, не увидеть сослепу, нос лодки, переписать набело, полюбить девушку, слушать молча, столкнуть со стола, сходить к другу, таинственная незнакомка, черная папка, читать внимательно, ходить обнявшись, его сумка.

Задание № 2

Прочитайте предложения. Выпишите из предложений словосочетания, слова в которых связаны управлением.

1. Щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. 2. Матвей сидел в буфете, пил чай с лимоном и говорил. 3. В выборе пьес и распределении ролей я не принимал никакого участия. 4. Декорации писал я у Ажогиных в сарае или на дворе. 5. Они свернули в сторону и шли всё по скошенному полю, то прямо, то забирая направо, пока не вышли на дорогу. (А.Чехов)

Задание № 3

Дополните предложения словами, которые примыкали бы к главным словам в словосочетаниях.

1. … на улице шел дождь. 2. Очень вредно читать … . 3. Собака … подбежала к хозяину. 4. … дети катаются на санках и лыжах. 5. На завтрак были яйца…. 6. Мы … отдохнули. 7. Дочка говорила….

Слова для справок: взволнованно, вкрутую, замечательно, зимой, лежа, тотчас, утром.

Задание № 4.

По схемам определите, каким видом связи связаны слова в словосочетаниях (главные слова выделены). Составьте словосочетания по данным схемам.

1. Прил.+Сущ. 2. Прич.+Сущ. 3. Глаг.+Сущ. в Т.п. 4. Глаг.+Нар. 5. Сущ.+Сущ. в Р.п.

Тест

1. Какое из сочетаний слов НЕ является словосочетанием?

А) ЛЕСА И РЕКИ

Б) ЧУДО ПРИРОДЫ

В) ХОРОШАЯ ПОГОДА

Г) ДУМАЛ О БУДУЩЕМ

2. Какое из сочетаний слов НЕ является словосочетанием?

А) РЕШИЛ ПЕРЕДОХНУТЬ

Б) СПРАВА ОТ ДОРОГИ

В) НА ЛИЛОВОМ ПЛАТЬЕ

Г) НЕБО ПРОЯСНИЛОСЬ

3. Какое из сочетаний слов НЕ является словосочетанием?

А) ДЕЙСТВОВАЛ ВСЛЕПУЮ

Б) В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

В) В ТЕМНОМ ЛЕСУ

Г) ГРОЗЯЩИЙ ОПАСНОСТЬЮ

4. Укажите количество словосочетаний

«Звёзды гаснут; книги Горького; многие ошибки; подул ветер; книги помогли; снег и дождь; у огня; уверенность в победе; позади дома; говорить по-французски; не только белый, но и красный; очень красиво; гулять по парку».

А) 5

Б) 8

В) 6

Г) 7

5. Укажите словосочетание, в котором способ связи согласование:

А) ТИХОЕ УТРО

Б) ДУМАТЬ О БЛИЗКИХ

В) НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ

Г) ХОРОШО УЧИТЬСЯ

6. Укажите словосочетание, в котором способ связи управление:

А) ПРИЯТНЫЙ ТОН

Б) ОЧЕНЬ УСТАЛ

В) ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Г) СТАКАН ВОДЫ

7. Укажите словосочетание, в котором способ связи примыкание:

А) ДВА СТУДЕНТА

Б) СКАЗАЛ ВОЛНУЯСЬ

В) КРЫЛЬЦО ДОМА

Г) НЕВЕСТА НА ВЫДАНЬЕ

8. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях:

Молча смотреть

хотел помириться

говорить задыхаясь

желание забыть

А) УПРАВЛЕНИЕ

Б) ПРИМЫКАНИЕ

В) СОГЛАСОВАНИЕ

9. Укажите номер ответа, в котором содержится ошибка в определении способа связи в словосочетании:

1) выиграть битву – управление

2) грубую игру – согласование

3) прийти засветло – примыкание

4) идти свистя – управление

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

10. Укажите номер ответа, в котором содержится ошибка в определении способа связи в словосочетаниях

1) серебряный шар – согласование

2) писать письмо – согласование

3) решение задачи – управление

4) отвечал невежливо – примыкание

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

11. Среди представленных ниже сочетаний слов одно не является словосочетанием. Предложение: Долг каждого русского человека – знать, любить и хранить свой язык, чтобы передать его во всём богатстве следующим поколениям

А) Каждого русского

Б) Передать его

В) Знать, любить и хранить

Г) Во всём богатстве

12. Определите вид связи в словосочетании:

Свой дом

А) Примыкание

Б) Согласование

В) Управление

13. Выпишите словосочетание с видом связи примыкание. Предложение: Было отчётливо видно, что они не спрашивали разрешения куда-то пойти или поехать

А) Было видно

Б) Отчётливо видно

В) Спрашивали разрешения

Г) Пойти или поехать

14. Укажите словосочетания с видом связи согласование. Предложение: К дому иногда забредали коровы и ещё приезжали деревенские мальчишки на лошадях.

А) Мальчишки на лошадях

Б) Приезжали к дому

В) Деревенские мальчишки

Г) Иногда забредали

15. Укажите словосочетания с видом связи управление. Предложение: Город довольно быстро добрался до деревни и поглотил её.

А) Довольно быстро

Б) Добрался до деревни

В) Быстро добрался

Г) Поглотил её

16. Укажите словосочетание с видом связи примыкание.

Для любителей поиграть в снежки нет лучшего места на земле, чем небольшой норвежский городок Варде

А) Нет места

Б) Лучшего места

В) Поиграть в снежки

Г) Для любителей поиграть

17. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

А) Старинная запись, кто-то из нас

Б) Прекрасные мысли, развешанные на ст