Урок 8. Смерчи и защита населения от них.

0
1084

Цель урока. Сформировать у учащихся представления об опасности последствий смерча для безопасности жизнедеятель­ности человека. Обсудить рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча.

Изучаемые вопросы

Смерч как опасное природное явление метеорологиче­ского происхождения.

Шкала разрушений, вызываемых смерчем.

Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча.

Изложение учебного материала

1. Дать определение понятию «смерч» и коротко раскрыть его. Показать строение смерча: вихрь (тромб), ядро, воронка.

Время образования вихря исчисляется обычно минутами. Общее время существования смерча исчисляется также мину­тами, но иногда и часами. Общая длина пути смерча может со­ставлять сотни километров. Средняя ширина зоны разрушений составляет 300—500 м.

2. Для оценки разрушительной силы смерчей разработана специальная шкала, включающая шесть классов разрушений в зависимости от скорости ветра.

3. Обсудить с учащимися рекомендации населению специалистов МЧС России по действиям при угрозе и во время смерча. При этом необходимо отметить, что катастрофические смерчи наблюдаются крайне редко, поэтому прогноз их затруднен. Обычно ориентируются на то, что смерчи могут возникнуть в любом из тех районов, где они уже происходили раньше. Поэтому общие меры по снижению ущерба от смерчей прини­маются такие же, как от ураганов и бурь.

В заключение урока подчеркнуть, что на территории России смерчи чаще всего возникают в центральных областях, Поволжье, на Урале, в Сибири, на побережьях в акваториях морей. Наиболее опасными районами по риску возникновения смерчей являются побережье Черного моря, Центральный экономический район, включая Московский ре­гион.

Контрольные вопросы

Что представляет собой смерч как метеорологическое явление?

Какую опасность представляет смерч для жизнедеятельности человека?

Что представляет собой шкала для оценки разрушительной силы смерчей?

Домашнее задание

Изучите § 3.3 учебника.

Сформулируйте правила личной безопасности при смер­че с учетом местных условий.