Урок 8 ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. А. ЖУКОВСКОГО «ПЕВЕЦ ВО СТАНЕ РУССКИХ ВОИНОВ» (1812), «ЭОЛОВА АРФА» (1814)

0
644

Урок 8
Произведения В. А. Жуковского
«Певец во стане русских воинов» (1812),
«Эолова арфа» (1814)

Цели: расширить представление учащихся о творчестве В. А. Жуковского путем знакомства с лучшими произведениями поэта: «Певец во стане русских воинов» и «Эолова арфа»; помочь выделить ведущие идеи произведений, поэтическое обаяние и оригинальность языка стихотворений.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Большую известность Жуковскому принесли патриотические стихи, те, в которых прославляются герои Отечественной войны 1812 года и любимая отчизна («Бородинская годовщина», «Вождю победителей», послание «Императору Александру» и др.).

Чувство горячей любви к родине позвало Жуковского в Московское народное ополчение. 26 августа 1812 года он присутствовал на Бородинском поле и был свидетелем грандиозного сражения. Позже, в октябре 1812 г., «после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине»* поэт написал патриотическую оду-элегию «Певец во стане русских воинов». Это произведение, переписанное в тысячах экземплярах, получило широкое распространение и признание в русской армии.

II. Выразительное чтение стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).

III. Беседа по вопросам:

1. Певец запевает свою песню в ночной тишине… За что он поднимает кубки?

2. О каких героях прошлого и настоящего говорит поэт?

3. К чему он призывает всех оставшихся в живых?

4. Расскажите о жанровом своеобразии (романтическая ода-элегия), общей тональности и речевых особенностях «Певца во стане русских воинов».

5. Это произведение Жуковского – торжественный гимн, отражающий могучий взлет общенациональных чувств. Назовите ведущие идеи гимна.

Ведущие идеи гимна: безмерная любовь к отчизне, «хвала доблести и мужеству русского народа-богатыря, его массовому героизму, возбуждение его воинского духа и непреоборимая уверенность в близкой победе над иноземным захватчиком – врагом – отражают могучий взлет общенациональных чувств, осознание патриотической мощи в тот драматический момент русской истории» [12, с. 58].

Поэт вспоминает великих исторических деятелей прошлого, находит задушевные слова, с помощью которых выражает пламенную любовь к родине. Как живые, встают перед потомками русские герои-полководцы: М. И. Кутузов, Н. Н. Раевский, А. П. Ермолов, П. П. Коновницын, М. И. Платов, М. А. Милорадович и др.

В. Г. Белинский о стихотворении Жуковского «Певец во стане русских воинов»: «Только через эту пьесу узнала вся Россия своего великого поэта».

IV. Выразительное чтение баллады «Эолова арфа» (1814).

Вопросы:

1. О чем эта баллада?

2. Чем закончилась возвышенная любовь бедного певца Арминия и царской дочери Минваны?

3. Может ли быть духовная близость людей при их социальном неравенстве?

4. Какие интересные мысли высказывает Жуковский? Что он отвергает? Что утверждает?

«Эолова арфа» – это песнь Жуковского о торжестве идеально чистой и преданной любви над сословной разобщенностью, «превосходстве морального равенства над социальным неравенством». Влюбленные не смогли найти счастье на земле: социальное неравенство и предрассудки тому причина. Но любящие соединились в мире, недоступном ни предрассудкам, ни человеческой зависти и злобе. Они нашли успокоение не на земле, «а там, в посмертной жизни» [15, с. 132].

По мнению Белинского, «Эолова арфа» – прекрасное «поэтическое произведение, где сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского».

Домашнее задание.

Прочитать стихотворения Жуковского «Море», «Вечер», «Путешественник», «Цвет завета», «Я музу юную бывало…» и др.

поурочный план, 10 класс, русская литература