Урок 8 «ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ…» – ТИПИЧНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА

0
509

Урок 8 «ода на день восшествия…» – типичное произведение русского классицизма

Цели: познакомить с «Одой…»; учить анализировать, составлять план произведения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Повторение основных примет классицизма.

Основные приметы классицизма:

– идеал красоты – античное искусство;

– преклонение перед разумом;

– деление на высокие и низкие жанры;

– схематическое изображение человеческих характеров;

– три единства в драматических произведениях.

2. Повторение сведений о жанре оды.

II. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

М. В. Ломоносов написал 20 больших торжественных од. Они положили начало «заказной» поэзии, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собой систему взглядов, нашедшую отражение в одах. Монархов воспевали потому, что они олицетворяли государство, героев – потому, что они способствовали процветанию государства. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в западной Европе в эпоху абсолютизма, а идеальным героем для него был Петр I.

Императрица же Елизавета Петровна слишком не похожа была на своего отца.

2. Анализ «Оды…».

– Когда и в связи с чем была написана ода? (День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.)

– Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? (Патриотический восторг, призыв и т. д.)

– Какой стихотворный размер выбирает ломоносов? (Четырехстопный ямб. По мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует наилучшему выражению мысли.)

3. Выразительное чтение «Оды…» (с. 51–58).

4. Беседа по содержанию оды.

– Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической? Прочитайте 3–4-ю строфы. с вашей точки зрения, эти строфы особенно характерны для оды классицистической?

– Какие темы затронуты в оде, какие из них вы считаете главными, ведущими?

( картины мирной жизни;

восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?);

гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру I? Что ставится ему в заслугу?);

описание безграничных просторов и богатств России;

призыв к молодежи овладевать науками.)

Это и структура оды, и основные ее темы. Главной же, ведущей стала тема России, ее процветания. Прославление мира, «возлюбленной тишины» как условия расцвета отечественных наук, необходимого для освоения богатств родной земли, для подготовки российского юношества к полезной для всего народа научно-практической деятельности во славу родины.

Такое преобразование традиционной тематики хвалебной оды, характерное для русского классицизма, – великая заслуга Ломоносова, личные чувства и переживания которого воедино слиты с общегосударственными, гражданскими интересами.

5. Составление плана оды (с записью в тетрадь).

1) Вступление. Мир – основа блага государства.

2) Главная часть. Величие России, ее процветание:

а) хвала щедротам Елизаветы;

б) заслуги Петра I перед народом России;

в) богатства, красота России;

г) призыв к молодежи овладевать науками;

д) наука и ее роль в российском обществе.

3) Заключение. Благодарность монархине за деяния на благо России.

Отметить, что гражданскому содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная 3-частная композиция, в которой все темы взаимосвязаны и подчинены главной.

– Каким стилем написана ода? (Высокий «штиль» создается использованием старославянизмов («сей», «токмо», «оный»), слов с неполногласием, усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д.)

– Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении? (Метафоры, сравнения; архаизмы, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания; употребление образов античной мифологии.)

6. Знакомство с одой «Вечернее размышление о Божием величестве…» (с. 50–51).

Наряду с гражданскими, публицистическими, возникали у Ломоносова и оды религиозно-философские, духовные.

а) Выразительное чтение и комментарий малопонятных слов.

б) Беседа по содержанию оды.

– Как бы вы сформулировали тему этой оды?

– Чем восторгается поэт?

– Как передает он свой восторг? Какую роль здесь играют вопросы и восклицания?

– В чем своеобразие оды?

– К какому стилю относится это произведение?

Учитель. Для Ломоносова природа – это одушевленное проявление Божьего могущества. Тайны природы – это Божьи тайны, раскрыть которые до конца человеческому уму невозможно. Загадочная красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла, величие Творца стали предметом оды «Вечернее размышление…».

7. Написание сочинения-миниатюры (по предложенному выше плану).

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) отрывок из «Вечернего размышления…» наизусть;

2) индивидуально: сообщение о судьбе и личности Г. Р. Державина; подборка высказываний о Державине (с. 65).

9 класс, поурочные планы, литература