Урок № 8 Что такое эпос. Эпос «Алпамыс».

0
913
науки информатики

Урок № 8

Срок проведения: сентябрь

Число

ТЕМА УРОКА: Что такое эпос. Эпос «Алпамыс».

ПОДТЕМА: Бездетные родители. Страдания Байбори. Ясновидящий Шашты Азиз.

ЦЕЛЬ УРОКА: Дать понятие «эпос», начать знакомство с эпосом «Алпамыс»

ТИП УРОКА: Урок погружения в тему

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать культуру поведения

2.Воспитывать уважение к традициям и культуре народа

Образовательная:

1.Дать понятие «эпос»

2.Начать знакомство с героями эпоса «Алпамыс»

3.Вызвать эмоциональный отклик

4.Закрепить понятие «Rondo»

Развивающая:

1.Продолжить вокально-хоровую работу над песней.

2.Развивать умение слышать изобразительные /домбровое звучание/ в фортепианной музыке

3.Развивать познавательный интерес, желание самостоятельно прочитать легенду

Оборудование:

1.фортепиано

2.учебник с.6-7

3.магнитофон

4.фонохрестоматия

Методы музыкального обучения:

1.сравнения

2.наблюдения

3.обобщения

4.забегания вперёд

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.Попевка «Мы – третьеклассники»

2.Мендыгалиев «легенда о домбре»- слушанье, рассказ легенды

3.Рассказ об эпосе «Алпамыс»

4.«Бастау» – разучивание

5.«Песня о ветре» – продолжение разучивания – второй куплет

Художественный материал:

Эпос «Алпамыс» – чтение фрагментов

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.

2.Слушанье музыки «Легенда о домбре» – беседа об изобразительных элементах в музыке

3.Повторение формы рондо, попевка «Мы – третьеклассники»

4.Рассказ об эпосе «Алпамыс» – беседа

5.Разучивание вступления к эпосу

6.Продолжение разучивания песни 1,2 куплет

7.Закрепление понятий песенность, танцевальность, маршевость «Спой нам, ветер» – разучивание

8.Обобщение.

9.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать, что такое рондо, эпос.

2.Знать значение понятий песенность, танцевальность, маршевость.

УМЕНИЯ:

1.Уметь анализировать музыку

2.Уметь определять основные музыкальные черты

3.Уметь рассказать о том, что представил во время слушанья музыки /развитие воображения/

НАВЫКИ:

1.Навык исполнения произведений разного характера

2.Навык определения музыкальных черт

Домашнее задание: Читать учебник с.6-7, учить правила

Дополнение для учителя:

Ход урока: / В начале урока может прозвучать «Легенда о домбре» композитора Мендыгалиева и можно провести небольшую беседу о повествовательном характере этой музыки/

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересный урок, потому, что мы начинаем путешествие по необычной стране, по стране народных преданий! А кто из вас знает, что такое предание?

ДЕТИ: Это рассказы о древних временах и т.д./рассуждения детей/

УЧИТЕЛЬ: Правильно, вот и мы с вами попробуем узнать, о том, какие люди жили раньше, чем они занимались, и почему о них рассказывают народы разных стран в своих преданиях! Вы любите слушать сказки?

ДЕТИ: Да!!!

УЧИТЕЛЬ: Наверно, все дети на земле любят слушать, когда им рассказывают сказки! Их готовы слушать часами, ночами напролёт и взрослые и дети! А как вы думаете, почему?

ДЕТИ: Потому, что они интересные, они нас учат и т.д. ( рассуждения детей).

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, правильно, сказки очень поучительны, не зря многие из них заканчиваются такими словами: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». А каких героев сказок вы знаете?

ДЕТИ: Перечисляют…

УЧИТЕЛЬ: А какие из них добрые, а какие злые?

ДЕТИ: Перечисляют…

УЧИТЕЛЬ: Кроме сказок у разных народов мира существуют: былины, легенды, фантастические предания, поговорки, загадки, пословицы и поговорки. А, кроме того, с давних времён сохранились заговоры, заклинания, колдовские песни. Кто из вас знает, как всё это называется?

ДЕТИ: Устное народное творчество.

УЧИТЕЛЬ: Правильно! Сегодня мы с вами начинаем говорить об эпических сказаниях.

Во-первых, потому, что эпос один из самых любимых жанров народного творчества, а

во-вторых, потому, что эпос считают поэтической историей народа, ведь предания эти складывались в течение долгих веков! Все эпические сказания делятся на два вида: это сказания о героях, богатырях, и сказания о жизни людей, о любви. А вы знаете кто такие богатыри, батыры?

ДЕТИ: Они очень сильные, смелые, ловкие, защищают свою землю от врагов./Рассуждения детей/

УЧИТЕЛЬ: А почему народ их так любит, почему помнит их имена

Камбар – батыр, Добрыня Никитич, Кобланды – батыр, Алёша Попович, Алпамыс – батыр?

ДЕТИ: На них хотят быть похожими, их ставят в пример…и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Хорошо, молодцы! Кроме того, народные поэтические предания написаны в виде стихов и куплетов. Многие народы исполняли эпические предания в сопровождении музыкальных инструментов: казахи в сопровождении домбры, русские сказители-баяны подыгрывали себе на гуслях. Их приятно слушать и они легко запоминаются. Но каждый человек, рассказывающий предания, вкладывал в них свои дополнения, т.е. импровизировал, что давало эпосу новые литературные дополнения. Предания передавались из ус в уста, из поколения в поколение, от отцов к детям и поэтому ни кто не знает, кем и когда они были созданы. А что означает из уст в уста?

ДЕТИ: Люди раньше не умели писать и читать и поэтому рассказывали…и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Да, конечно! Это лишний раз доказывает и то, что создавали эти произведения бедные люди: пастухи, ремесленники, рядовые воины, а не султаны, цари и беи. И не зря в эпосе о них совсем не говорится, потому, что в них воспеты обычные простые люди! Но как же они тогда сохранились до наших времён?

ДЕТИ: Их рассказывали, а потом, когда люди научились писать, то их стали записывать … и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Правильно! В первой половине XIX века многие учёные, литераторы, стали собирать фольклор разных народов. Одним из первых русский академик В.В.Радлов стал собирать героический эпос народов Сибири, Средней Азии и Казахстана. Свой вклад в создание и изучение казахской поэзии внесли Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев /показать портреты/ и учёный-фольклорист Абубакир Диваев. Среди этих записей был и казахский народный эпос «Алпамыс». А вы бы хотели на уроке послушать какие – нибудь сказания?

ДЕТИ: Да!

УЧИТЕЛЬ: Я с удовольствием познакомлю вас с казахским народным эпосом «Алпамыс». На протяжении нескольких уроков мы с вами будем говорить о нём, слушать его. А пока я задам вам домашнее задание: вместе с родителями, бабушками или дедушками постарайтесь вспомнить героев, богатырей, рыцарей о которых рассказывается в сказаниях, легендах, былинах, народных преданиях! А если вам захочется, то вы можете нам прочитать фрагмент такого сказания на уроке, или записать их имена в тетради, или нарисовать героя той легенды или предания, которое вам больше всего понравится.