Раздел 2. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Цели: Сформировать представление о разнообразном влиянии окружающей среды на жизнь человека. Показать, как повлияли природные условия на заселение Земли человеком. Дать понятие «адаптация», познакомить учащихся с видами адаптации.
Оборудование: Картины природы – арктических пустынь, тундры, леса, степи, пустыни, берег моря, горы.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Проверить заполнение контурной карты.
Дать оценку экономико-географического и политико-географического положения России (возможен устный рассказ в группе).
Письменный диктант (для всех):
Положение страны по отношению к транспортным путям, крупным промышленным районам, сырьевым базам называется … (экономико
географическое положение).
Положение страны по отношению к соседям, оценка отношений с соседями, это – … (политико-географическое положение страны).
Россия граничит по суше с … странами. (14.)
Самая протяженная сухопутная граница у России с … (Казахстаном.)
На севере Россия имеет один незамерзающий порт … (Мурманск.)
С какими государствами Россия имеет только морскую границу … (США, Япония.)
Какая граница России имеет множество железных и автомобильных дорог?
а) западная; б) восточная;
в) южная; г) северная.
С какими государствами Россия граничит на Кавказе? … (Гиузия, Азербайджан.)
Часть территории государства, окруженная другими государствами, называется … (анклав).
Что представляет собой Калининградская область, которая окружена Польшей и Литвой, но имеет выход в Балтийское море? (Полуанклав.)
Какие республики, входившие до 1991 г. в состав СССР, не вошли в состав СНГ? (Эстония, Латвия, Литва.)
Площадь России составляет:
а) 1,7 млн км2;
б) 17 млн км2;
в) 170 млн км2.
По реке Амур Россия граничит с … (Китаем).
Изучение нового материала
На доске слова поэта М. Чоконаи:
«Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса и землю,
И их помощником я буду век за веком Лишь оттого, что я родился человеком».
Слово учителя
Вспомним, что такое природные условия и чем они отличаются от природных ресурсов. Природные условия – это та часть природы, которая влияет на жизнь и деятельность человека, но не участвует в производстве материальных благ.
Вопрос: Что мы относим к природным условиям? (Климат, рельеф, воды, природные зоны, горные породы.)
Часть природных условий, которые человек использует в хозяйственной деятельности, называют природными ресурсами. Как же человек использует природные условия – ресурсы?
а) Практическое использование (ресурсов) – минеральных, биологических, водных и т. д.
б) Эстетическое использование – природы – источник вдохновения.
Великие композиторы, художники, поэты, писатели создавали свои произведения, черпая вдохновение у природы.
Вопрос: Вспомните произведения о природе, посвященные родной природе. (Примеры: П. И. Чайковский «Времена года», И. Левитан (живопись пейзажа), Пришвин, И. Тургенев и т. д.) На стенах кабинета репродукции картин русских художников.
в) Познавательное отношение – природа всегда была объектом познания ее законов.
Вопрос: Вспомните ученых, которые посвятили свою жизнь познанию природы.
г) Адаптивное отношение к природе. Природа – это среда жизни человека. Существование человека зависит от компонентов природы: количества солнечной радиации, химического состава воды, характера растительного и животного мира.
Запись в тетрадь:
Адаптация – приспособление организма человека к изменяющимся природным и социальным условиям окружающей среды.
Человек освоил огромные территории на Земле. Но где же первоначально он мог появиться? Очевидно, в районах с более благоприятными природными условиями.
Вопрос: Какие природные условия можно считать благоприятными? (Теплый климат, наличие пищи и пресной воды, удобство защиты места проживания от нападения извне.) Где в России наиболее удобные для проживания районы? (Смешанные леса, лесостепи, берега рек и озер европейской части России, где более мягкая зима.) Тогда почему человек заселил и тайгу, и тундру, освоил Сибирь с ее холодной длинной зимой? (Население росло, свободных мест с благоприятными условиями оставалось все меньше. Из-за них вспыхивали жестокие столкновения, побежденные вынуждены были уходить в районы с менее благоприятными условиями жизни.)
Изменения климата также вызывали массовые переселения людей. К новым условиям необходимо было адаптироваться, т. е. приспособиться. Адаптация может быть биологическая и внебиологическая (См. схему с. 28 уч. А.).
Вопрос: Что включает понятие «биологическая адаптация»? (Из учебника на с. 29: Биологическая адаптация – это приспособление организма человека к природной среде.)
Различают индивидуальную адаптацию и адаптацию общности людей (общественную). В индивидуальную адаптацию входит изменение содержания меланина в коже человека при увеличении солнечной радиации, способность регулировать температуру тела и т. д. В адаптации общности людей изменения, происходящие в организме, передаются по наследству и закрепляются в последующих поколениях. Формируются расы, этносы, народы.
Вопрос: Приведите примеры адаптации у жителей Севера (ненцы, чукчи)? Приведите примеры адаптации у жителей жарких районов? (Примеры могут быть связаны с цветом кожи, скоростью обмена энергии и веществ.)
Но большее значение имеет внебиологическая адаптация – культура: жилище, одежда, пища, религия, семья, наука.
Вопрос: Приведите примеры приспособления человека к окружающей среде через характер жилища и одежду? (Чум чукчей, эвенков, ненцев зимой состоит из сшитых оленьих шкур, не продувается, имеет небольшой объем и лучше удерживает тепло, меньше требует топлива для обогрева, чем, например, изба жителя тайги.)
В ходе беседы учащиеся могут привести множество примеров из курса 7-8 классов из своего жизненного опыта, из книг, фильмов и т. д.
Домашнее задание
По уч. А.: §6. Вопросы на выбор:
Вопросы для самооценки знаний.
Моя точка зрения (отвечает любой из группы).
Мой край в судьбе России (отвечает любой из группы).
Сообщение о жизни чукчей (чуме), об иглу, и т. д.