Ц е л и: обеспечить усвоение учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного; добиться усвоения учащимися правильного употребления и написания окончаний имен прилагательных.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:
Радостный, могучий, осенний, соседний, широкий, морской, поздний.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
II. Актуализация опорных знаний.
1. П р о в е р к а домашнего задания.
– Почему именно в этой форме употребили имена прилагательные? Сделайте вывод.
В ы в о д: форма имени прилагательного зависит от имени существительного.
2. Р а з в и т и е р е ч и.
Н а д о с к е записаны слова: кофе, мозоль, тюль, рояль.
Учащиеся составляют словосочетания прил. + сущ. с данными словами.
Для проверки: кофе (м. р.), мозоль (ж. р.), тюль (м. р.), рояль (м. р.).
– Запомните род этих существительных.
III. Формирование новых знаний.
1. Упражнение 15 на с. 156 учащиеся выполняют по заданию учебника.
(О т в е т: это разные слова.)
– Как определили падеж имен прилагательных?
2. В ы п о л н е н и е упражнения 16 на с. 156 по заданию учебника.
После устного коллективного разбора учащиеся записывают упражнение и выполняют задания по вариантам (рядами).
3. Ч т е н и е правила на с. 157.
Пользуясь правилом, учащиеся определяют род, число, падеж прилагательных в словосочетаниях: младший брат, до позднего вечера, большим пятном, в дальнюю поездку, на снежных обрывах.
Учитель прелагает учащимся блок-схему по теме урока. Учащиеся комментируют ее и записывают в тетрадях.
IV. Закрепление.
Упражнение 17 на с. 157 учащиеся выполняют по заданию учебника, с комментированием.
V. Самостоятельная работа.
В ы п о л н е н и е упражнения 20 по заданию учебника, с комментированием, по вариантам.
В а р и а н т I – зимний день, лесная тропинка, голубое небо.
В а р и а н т II – крутая гора, родное село, легкий снежок.
VI. Итог урока.
– Чем занимались на уроке?
– Зачем учились этому?
Домашнее задание: упражнение 18, с. 157.