Цели: дать учащимся представление о творчестве писателя-фантаста Кира Булычёва; развивать фантазию, воображение учащихся; работать над развитием речи; прививать интерес к литературе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Заслушивается выразительное чтение учащимися понравившегося отрывка или его пересказ, чтение по ролям. Рассматривается выставка рисунков к повести.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию материала.
– А сегодня мы прочтём отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв.
Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда не раз помогал Булычёву-писателю.
Львиную долю известности Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, о космическом медике Павлыше и о славном городе Великий Гусляр.
Особенной же популярностью пользовались бесконечные милые приключения девочки-непоседы Алисы.
– Мы прочитаем сегодня одну из таких историй.
2. Работа над произведением.
Учитель и учащиеся читают рассказ «Кустики».
– Что вы хотите сказать о прочитанном рассказе?
– Какой представили себе Алису?
– Чем вас привлекает эта девочка?
3. Ответы на вопросы учебника (с. 157).
IV. Итог урока.
– Какое настроение осталось у вас после сегодняшнего урока?
– Что бы ещё хотели сделать на уроке? О чём прочитать?
Домашнее задание: подготовить краткий пересказ произведения.