Ц е л и: активизировать знания об изменениях имен прилагательных по родам и числам; развивать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными; обогащать словарный запас учащихся.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:
Молодой, проливной, удивительная, ранний, ненастный, русский.
Устно доказывают правописание «ошибкоопасных» мест.
II. Словарная работа.
– Напишите слова столбиком.
Учитель диктует: автомобиль, багаж, восток, календарь, металл.
– Образуйте от этих слов имена прилагательные.
– Что общего у этих имен прилагательных? (Употреблены в единственном числе.)
Учитель предлагает детям провести «эксперимент» с прилагательными: образовать форму множественного числа, изменить прилагательные по родам.
III. Работа с учебником.
1. Н а б л ю д е н и е над родовыми окончаниями.
1) Упражнение 9 на с. 153 учащиеся выполняют по заданию учебника.
2) В ы п о л н е н и е упражнений 10 и 11 на с. 153.
Учащиеся составляют блок-схему «Родовые окончания имен прилагательных», подводят итог своим наблюдениям.
2. Н а б л ю д е н и я над окончаниями имен прилагательных в форме множественного числа.
В ы п о л н е н и е упражнения 12 на с. 154 по заданию учебника.
Учащиеся составляют блок-схему, подводят итог наблюдениям над окончаниями имен прилагательных в единственном и множественном числе.
IV. Самостоятельная работа.
Упражнение 13 на с. 155 учащиеся выполняют по заданию учебника.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Что было для вас важным?
Домашнее задание: упражнение 14, с. 155.