Урок № 76. ОБОСОБЛЕНИЕ ОДИНОЧНЫХ СОГЛАСОВАННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ С СОЮЗОМ КАК

0
725
метод печати

Урок № 76. ОБОСОБЛЕНИЕ ОДИНОЧНЫХ СОГЛАСОВАННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ С СОЮЗОМ КАК

Цели: дать представление об условиях обособления определений и приложений с союзом как; закрепить пунктуационный навык.

I . Проверочная работа по изученному материалу.

Тест

Учащимся предлагаются несколько условий обособления определе­ ний и приложений, обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д, Е), и несколько предложений с обособленными определениями и приложениями.

Задание: найти соответствия цифры, обозначающей предложе­ ние, и буквы, указывающей на условие обособления:

А – определение обособлено, так как стоит после определяемого су­ществительного;

Б – приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;

В – приложение обособлено, так как относится к личному местоиме­ нию; ,

Г – определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятель­ственное значение;

Д – определение обособлено, так как отделено от определяемого су­ществительного другими членами предложения;

Е- приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное.

Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А. С. Пушкин).

Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. Чехов).

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные глаза, серые скулы, широкое лицо… (И. Тургенев).

Оглушенный ударом Грузовского кулака, Буланин сначала заша­тался на месте, ничего не понимая (А. Куприн).

В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (А. М. Горький).

Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (М. Шолохов).

В результате работы у учащихся должна появиться следующая за­пись: 1Б; 2А; ЗЕ; 4Г; 5В; 6Д.

Работу можно усложнить, предложив учащимся самим расставить знаки препинания в данных предложениях и графически обосновать эту постановку.

И. Новый материал.

Учитель сообщает учащимся, что в обособлении приложений есть некоторые особенности, и предлагает ознакомиться с условиями обособле­ния одиночных приложений, относящихся к имени существительному соб­ ственному.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с правилом (без примечания) § 31 с. 143. Для закрепления правила используется дидактический материал.

1. Как бы мне, рябине, к дубу перебраться (Народная песня).

У него, натуралиста, было какое-то трепетное отношение к природе.

Ее отец, геолог, летом редко бывал дома. 4. Я посмотрел в круглое ок­но – иллюминатор. 5. Лежит под курганом, поросшим бурьяном, матрос Железняк-партизан (И. Уткин). 6. Сергеев, шахтер, хорошо знал эту штольню.

При изучении примечания к правилу § 31, с. 143-144, можно исполь­ зовать опорную запись:

в качестве – не обособляется
приложение с союзом как ; , _ * –

г причина (так как) – обособляется

Анализируем предложения:

/. Леонтьев увлекся этой мыслью, но, как человек осторожный, по­ка что о ней никому не рассказывал (К. Паустовский). Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и все переделать самому (Н. Гончаров).

2. Железобетон как строительный материал стал применяться
уже давно. Мы восприняли эти слова как похвалу. Свой путь в науку он
начал как участник экспедиции.

Обращаем внимание учащихся на следующий нюанс, помогающий отличить обособленное приложение с союзом как (запятая ставится) от оборота с союзом как (запятая не ставится). Необходимо обращать внима­ ние на порядок слов. Чаще всего приложение с как стоит после подлежаще­ го или дополнения, выраженного существительными или местоимением: Иванов, как лучший хирург, всем известен (запятая ставится). Если же обо­рот подчиняется сказуемому и чаще всего стоит после него, то запятая не ставится: Иванов всем известен как лучший хирург.

Следует остановиться ещё и на тех случаях, когда предмет (лицо) характеризуется с разных сторон. Здесь как также близко по значению словам в качестве, в роли. В этих случаях запятая не ставится: Я говорю об этом не только как зритель, но и как участник передачи.

III. Закрепление изученного. Упражнения.

Упражнение 304.

Расставить знаки препинания, объяснить их.

/. С Горьким как писателем я познакомился уже давно. 2. Эта тра­ва используется как лекарственное растение. 3. Широко известны и лю­бимы посетителями Третьяковской галереи произведения Феофана Грека иностранца, нашедшего в конце четырнадцатого века вторую родину в Московском государстве и Андрея Рублева его ученика затмившего славу своего учителя. 4. Лучший слесарь на заводе и первый силач в слободке он держался с начальством грубо и поэтому зарабатывал мало (А.М.Горький). 5. И он как человек сметливый тотчас воспользовался исключительностью своего положения (И. Тургенев).

IV . Задание на дом:

повторить § 31, упр. 307.