Ц е л и: обобщить знания, умения и навыки учащихся по изученному материалу за I полугодие учебного года; осуществить групповую и индивидуальную работу учащихся, дифференцированный подход при выполнении заданий по карточкам-упражнениям.
Х о д у р о к а
I. Работа по систематизированным карточкам-упражнениям.
1. Узнавание в тексте однородных слов.
Карточка-упражнение 1
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однокоренные слова и укажите их состав. Укажите формы одного и того же слова.
С чего н..чинается у тебя каждое утро? Наверное, как у многих м..ллионов людей на земле, с утренней зарядк.. . Очень важно с утра «зар..жать» себя ф..зически и поддерживать этот тонус в течение дня и н..дели месяца года всей ж..зни. Дв..жение – важнейшая потребность нашего организма.
Ф..зическая культура и спорт, поставленные на службу зд..ровья народа, оказывают могучее и благотворное влияние на ж..знь людей в современных условиях.
Из «Энциклопедического словаря юного спортсмена»
· Объясните постановку тире. Разберите это предложение по членам. Проведите звукобуквенный разбор слова жизнь.
Карточка-упражнение 2
Установите, все ли выделенные слова являются однокоренными.
Косарь косил красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Скрывалась от косы его во рву.
Сбегала под откос к малине
дикой.
Но не укрылась, на прокос
легла.
Легла, упала,
Скомкала соцветья.
А. Прокофьев
· Произведите звукобуквенный разбор слова косарь.
2. Различение проверяемых и непроверяемых орфограмм в корнях слов.
Карточка-упражнение 3
Прочитайте текст. Спишите его.
В I веке нашей эры рожь возделывали уже по рекам Днестру, Днепру и Оке. Ржаной хлеб начали вып..кать на Руси свыше тысячи лет назад… Жаль, не сохр..нилось им..ни первого русского хлебопека. С др..внейших времен утв..рдилось в народе ув..жительное отношение к хлебу. Среди множества пословиц вряд ли найдется одна, в которой звучало бы пр..небрежительное отношение к хлебу. Хлеб поч..тали. Человек, который пр..небрежительно относится к хлебу, не б..режет его, разбрасывает, досто..н пр..зрения.
· Укажите предложения с однородными членами. Подчеркните слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.
Карточка-упражнение 4
Прочитайте, затем установите, на какие правила пропущены буквы. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая корни с орфограммой, проверяемой правилами.
Рожь, рожь… Дорога пол..вая
В..дёт неведомо куда.
Над полем ни..ко провисая,
Л..ниво стонут пр..вода.
Рожь, рожь – до свода г..лубого,
Чуть вид..шь где-нибудь вдали,
Ныря..т шапка в..рхового,
Груз..вичок плывет в пыли.
Рожь уходилась. Бли..ки сроки.
От..желела и на край
Всем полем под..лась к дорог..,
Нависнула – хоть подп..рай.
Знать, колос, туго начинённый,
Четырёхгранный, з..лотой,
Устал д..ржать пуды, в..гоны,
Составы хлеба над з..млей.
А. Твардовский
3. Выбор ё, о, е после шипящих и ц.
Карточка-упражнение 5
Спишите слова в такой последовательности: 1) слова с пропущенными о после шипящих и ц; 2) с ё; 3) с е. Обозначьте часть слова, в которую вы вставляли пропущенную букву.
Щ..тка, ч..рный, ш..рох, ш..рстка, щ..лкать, ж..лудь, ш..в, ж..лтый, врач..м, в чуж..м краю, на свеж..м воздухе, пч..лка, ч..рточка, за улиц..й, перед границ..й.
· С любыми двумя словами составьте два побудительных предложения.
4. Выбор и–ы после ц в корне.
Карточка-упражнение 6
Выпишите, вставляя пропущенные буквы, вначале слова с и после ц, затем с ы.
Дисц..плина, ц..тата, экспедиц..я, ц..ганский, ц..плята, нумерац..я, на ц..почках, продукц..я, ц..рк, ц..ферблат, делегац..я, мотоц..клист, милиц..онер.
· С любыми словами составьте одно именное словосочетание, другое – глагольное.
5. Обобщение знаний о роли существительного как члена предложения.
Карточка-упражнение 7
Заполните данную таблицу именами существительными, взятыми из примеров, затем расскажите о роли существительного в предложении. Рядом с выписанным словом ставьте номер предложения.
Роль существительного |
||||
в именительном падеже |
в косвенных падежах |
|||
подлежащее |
сказуемое |
обращение |
дополнение |
обстоятельство |
Книга (1) |
друг (1) |
Люда (2) |
сказки (2) |
вечером (2) |
1. Книга – лучший друг. 2. Люда, мы будем вечером читать сказки? 3. Чтение художественных произведений – неоценимый источник познания жизни. 4. Девочки и мальчики, всю свою жизнь любите и берегите книги! 5. Вечером мы устроим праздник книжки. 6. В библиотеке устроили выставку новых детских книг.
· Разберите второе предложение по членам предложения. Разберите слово сказки как часть речи.
6. Применение правил правописания безударных гласных в окончаниях изученных частей речи.
Карточка-упражнение 8
Спишите, обозначая части слов, в которых пропущены буквы.
На Красн.. площад..; за годы Советск.. власт..; в Оружейн.. палат..; от Кремлевск.. дворц..; о Кремлевск.. дворц..; о трудов.. народ..; выйд..м к Спасск.. башн..; отправ..мся по Москва-рек..; беле..т стены музея.
7. Употребление буквы ь на конце слова.
Карточка-упражнение 9
Спишите, вставляя, где надо, букву ь.
I. 1. Песню дружбы запевает молодеж(?). (Л. Ошанин.) 2. Эту песню не задушиш(?), не убьёш(?). (Д. Ошанин.) 3. Наши нивы глазом не обшариш(?), не упомниш(?) наших городов, наше слово гордое «товарищ(?)» нам дороже всех красивых слов. (В. Лебедев-Кумач.)
II. Реч(?), доч(?)ка, доч(?), тиш(?), руж(?)ё, строж(?), руч(?)ной, реч(?)ной, мощ(?)ный.
8. Употребление обобщающего слова при однородных членах.
Карточка-упражнение 10
К каждому обобщающему слову и словосочетанию подберите несколько однородных членов. Объясните постановку двоеточия.
1. На письменном столе аккуратно лежали школьные принадлежности: ––– –––. 2. В углу комнаты лежали игрушки: ––– –––. 3. В цветочном магазине были цветы: ––– –––. 4. По нашему проспекту непрерывным потоком идут автомашины: ––– –––. 5. Фруктовый сад пополнился молодыми саженцами: ––– –––.
9. Определение способов выражения однородных членов.
Карточка-упражнение 11
Спишите, расставляя недостающие запятые и подчеркивая однородные члены условными знаками. Над однородными членами напишите, какой частью речи они выражены.
1. На траве на былинках на соломинках блестели бесчисленные нити осенней паутины. 2. Небо светлело холодело синело. 3. По высокой, зыбкой ржи бежали длинные волны. 4 Вопросы восклицания рассказы посыпались наперерыв. 5 В избушке было тесно, душно и дымно.
10. Обобщение знаний о способах выражения главных членов предложения.
Карточка-упражнение 12
Пользуясь данной таблицей, расскажите о способах выражения главных членов предложения. Иллюстрируйте ответ своими примерами.
Подлежащее |
Сказуемое |
|||
Имя существительное |
Местоимение |
Глагол |
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Гроза прошла |
Я посмотрел в окно |
Гроза прошла |
Леса – хранители воды |
Небо синее |
11. Разграничение членов предложения, выраженных именем существительным.
Карточка-упражнение 13
В тексте выделены имена существительные. Определите, какими членами предложения они являются, затем спишите, обозначая их как члены предложения.
1. Земля была покрыта белоснежным ковром. 2. Березы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем. 3 Лиса села на берегу и заговорила: «Соскучилась я по тебе, уточка…» 4 Дедушка, лиса убежала, – объяснила Серая шейка. (Д. Мамин-Сибиряк.) 5 Лес – народное богатство.
12. Узнавание простых и сложных предложений.
Карточка-упражнение 14
Прочитайте. Докажите, что во всем тексте всего пять сложных предложений. Спишите второй абзац, подчеркивая основы предложений и расставляя знаки препинания; союз и, соединяющий простые предложения в составе сложного, заключите в квадрат. Над запятой между частями сложного предложения поставьте номер 4.
Как-то в горах мы подошли к юрте пастуха. Юрта охранялась громадными черными собаками, и они встретили нас свирепым лаем. Вскоре показался хозяин и пригласил нас в свою юрту.
Вдруг над самой юртой грянул гром и первые крупные капли дождя загрохотали по войлоку крыши. Гроза разразилась не на шутку. Сверкали молнии дождь все усиливался и через пять минут он перешел в стремительный ливень с градом. Наша юрта бомбардировалась крупинками града и отдельные градины валялись у наших ног или шипели на огне очага. На полу юрты показалась вода.
Через двадцать минут дождь прекратился, мы вышли из юрты и увидели красивое зрелище. Поток с шумом уносил камни и глину. Долго стояли мы над потоком и с интересом смотрели на вечно меняющуюся, кипящую его поверхность.
По А. Мурзаеву
· Укажите формы одного и того же слова. Ответьте письменно на вопрос: в каком случае перед одиночным союзом и мы не ставим запятую?
13. Различение разных синтаксических конструкций, соединенных союзом и.
Карточка-упражнение 15
Спишите, расставляя запятые и обозначая пунктограммы. Союз и, соединяющий части сложного предложения, заключите в квадрат. Основы предложений выделите.
О б р а з е ц: Солнце давно уже село, по всей земле лежала сплошная серая тень.
1. Тяжелая дверь плавно открылась и путники вошли в темную залу. 2 Ихтиандра очень забавляли молодые дельфины и он часами наблюдал за ними. 3. Обезьяна тотчас выбралась из бассейна отряхнулась и влезла на дерево. 4. У берега прибой уже шумит ревет и ворочает камни. 5 Щелкнул выключатель и яркий свет разлился вокруг. 6. Дельта кончилась и пароход поплыл по реке Паране. 7. Был полдень и на море мелькали черные днища рыбацких лодок. 8. Ихтиандр поднимался и отгонял хищников руками.
А. Беляев
· Укажите предложения, в которых вы не поставили запятой перед союзом и. Объясните почему. Выпишите четыре словосочетания «глагол + существительное (или местоимение с предлогом)». Составьте схему первого предложения.
14. Постановка запятой, разделяющей части сложного предложения, и запятой при однородных членах.
Карточка-упражнение 16
Спишите, расставляя запятые. Обозначьте имеющиеся в тексте запятые номерами изученных пунктограмм. Знаком | укажите границы частей сложного предложения.
1. Сильный рванул ветер и со свистом закруж..л по степи. 2. На красноватой траве на былинках на соломинках бл..стели бе..численные нити осенних паутин. 3. Увидел Егорушка р..внину холмы небо лиловую даль. 4. Над осокой пролетели знакомые три бекаса и в их писке слышались тревога и досада. 5. Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места когда с..дилось солнце. 6. Ручей монотонно журч..л лошади ж..вали время тянулось бе..конечно. 7. Егорушка почувствовал что к его лицу прохладн..м бархатом пр..коснулся другой воздух. 8. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипач.. поднес его в кулаке к уху и долго слушал как тот играл на своей скрипк.. . 9. Зеленый огонь погас и тени и..чезли.
А. П. Чехов
· Укажите сложное предложение, состоящее из трех простых. Выпишите три словосочетания « + наречие».
15. Конструирование сложного предложения и простого предложения с однородными членами.
Карточка-упражнение 17
Каждый из начатых примеров продолжите дважды: а) чтобы получилось сложное предложение, простые в котором соединены союзом и; б) чтобы получилось простое предложение с однородными членами, один из которых был бы присоединен союзом и.
О б р а з е ц: Море глухо роптало –– ––. 1. Море глухо роптало, и волны бились о берег. 2. Море глухо роптало и билось о берег.
1. С горизонта надвигались тяжелые облака –– ––. 2. В небе ярко сверкнула первая звездочка –– ––. 3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч –– ––. 4. Налетел порывистый ветер –– ––. 5. Поблекли листья на деревьях –– ––. 6. Грачи носятся над поблекшей травой –– ––. 7. В окнах домов замелькали огоньки –– ––.
16. Распознавание слов авторов и прямой речи.
Карточка-упражнение 18
1. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Для всего, что существу..т в природе, в русском языке есть в..ликое множество хороших слов и названий». 2. «Обр..щаться с языком кое-как – значит мысл..ть кое-как: неточно, пр..близительно, неверно», – говорил Алексей Николаевич Толстой.
· Какие правила надо вспомнить, чтобы вставить пропущенные буквы?
17. Расстановка знаков препинания.
Карточка-упражнение 19
Спишите, расставляя знаки препинания.
Над обращением поставьте знак V. Подчеркните в словах автора глагол как член предложения.
1. Чук и Гек закричали Это письмо от папы. 2. Гек спросил Чука почему волшебники бывают в разных историях и сказках. 3. Чук сказал Когда я тащил полено у меня пальцы совсем замерзли. 4. Гек прошептал Давай Чук мы с тобой ему (сторожу) что-нибудь скажем. 5. Сторож строго повторил Вперед Ищи Смелый ищи!
А. Гайдар
· Каким способом образовано слово согласился? Разберите его по составу.
· Произведите фонетический разбор выделенного слова.
III. Итог урока.
– Выполняя задания по карточкам, каждый из вас смог определить, что ему удается легко, а что вызывает трудности. Обозначьте себе программу-минимум, что нужно повторить и отработать, и программу-максимум по углублению своих знаний и умений.