Урок № 75. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ С ДОБАВОЧНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ

0
1007
информатика

Урок № 75. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ С ДОБАВОЧНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ

Цели: дать понятие об обособлении определений с добавочным об­ стоятельственным значением; закрепить пунктуационный навык.

I . Словарный диктант.

Выезженный конь, глиняный кувшин, гружёный вагон, глушёная ры­ба, гружённый цементом, лакированный пол, израненный солдат, масле­ный блин, кожаный портфель, непуганые звери, прокипячённый раствор, легкораненый боец.

Задание: объяснить написание н и нн в прилагательных и при­ частиях.

II. Проверка домашнего задания.

Проверяется выполнение упр. 396.

Учащиеся рассказывают об условиях обособления определений и приложений по с х е м а м :


Необходимо привести примеры предложений, иллюстрирующих схемы.

3. Осложненное списывание. Проставить знаки препинания. (Работа выполняется индивидуально с последующей взаимопроверкой.)

В парке плакала девочка. Посмотри-ка ты папочка у хорошенькой ласточки переломлена лапочка. Я возьму птицу бедную и в платочек уку­таю… И отец призадумался потрясенный минутою и простил все гряду­щие и капризы и шалости милой, маленькой дочери зарыдавшей от жало­сти.

И. Северянин

III . Новый материал.

1. Знакомство с примечанием к правилу § 31 можно начать с анализа предложения.

Испуганная девочка замолчала.

Дается задание прочитать это предложение так, чтобы было ясно, по какой причине девочка замолчала, и объяснить, как это удалось сделать и

как смысловое выделение (обособление) будет показано на письме. (Опре­деление испуганная выделяется по смыслу логическим ударением, а на письме запятой.)

Далее записываются предложения.

1. Встревоженный плохой метеосводкой, капитан приказал прове­рить крепление груза. 2. Удивлённый, мальчик, казалось, застыл на месте.
3. Потерявший свежесть, цветок все-таки был хорош. 4. Большой хитрю­
га, кот поглядывал на нас невинными глазами. 5. Перепачканный извест­кой, брат имел вид довольно комичный. 6. Росшие вдоль шоссе тополя бы­
ли стройными и высокими. 7. Шедшие друг за другом туристы вдруг
остановились.

Обращаем внимание учащихся на № 6, 7. Как бы ни выделялись ло­гическим ударением причастные обороты в этих предложениях, они запя­ тыми не выделяются, так как не связаны со сказуемым причинными отно­шениями.

2. Тренировочные упражнения.

Из двух предложений составить одно с обособленным приложением, поставив его до и после определяемого слова. Объяснить пунктуацию.

/. Иванов был опытный тракторист. Он разбирался в машинах раз­ личных марок.

Серегин был лучшим учеником в классе. Он охотно помогал ребя­там, но никогда не давал списывать.

Капитан был решительный властный человек. Он никогда не от­менял свои приказы.

3. Объяснительный диктант.

ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ТЯЖЁЛЫЙ ТРУД

Святослав Рихтер, замечательный пианист, известный всему миру, по пять-шесть часов не встаёт из-за рояля.

Майя Плисецкая, удивительный мастер движения, завоевавшая при­ знание во всем мире, проводит ежедневно много часов в изнурительном труде у станка.

У Алексея Баталова, всем известного актёра, создавшего в кино пре­ красные образы наших современников, от напряжённой работы заболели глаза.

Евгений Урбанский, выдающийся актёр, большой, красивый и доб­ рый человек, хотел сделать ещё лучше очередной дубль, уже неоднократно отснятый, и погиб при этом.

Многим ребятам, любителям театра, кино, жизнь людей искусства кажется сплошным праздником, а на самом деле любимая работа для них -огромный труд, напряжённый, ежедневный, требующий терпения, выдерж­ки и упорства.

IV . Задание на дом:

упр. 299.