Урок № 75. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ С ДОБАВОЧНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
Цели: дать понятие об обособлении определений с добавочным об стоятельственным значением; закрепить пунктуационный навык.
I . Словарный диктант.
Выезженный конь, глиняный кувшин, гружёный вагон, глушёная рыба, гружённый цементом, лакированный пол, израненный солдат, масленый блин, кожаный портфель, непуганые звери, прокипячённый раствор, легкораненый боец.
Задание: объяснить написание н и нн в прилагательных и при частиях.
II. Проверка домашнего задания.
Проверяется выполнение упр. 396.
Учащиеся рассказывают об условиях обособления определений и приложений по с х е м а м :
Необходимо привести примеры предложений, иллюстрирующих схемы.
3. Осложненное списывание. Проставить знаки препинания. (Работа выполняется индивидуально с последующей взаимопроверкой.)
В парке плакала девочка. Посмотри-ка ты папочка у хорошенькой ласточки переломлена лапочка. Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю… И отец призадумался потрясенный минутою и простил все грядущие и капризы и шалости милой, маленькой дочери зарыдавшей от жалости.
И. Северянин
III . Новый материал.
1. Знакомство с примечанием к правилу § 31 можно начать с анализа предложения.
Испуганная девочка замолчала.
Дается задание прочитать это предложение так, чтобы было ясно, по какой причине девочка замолчала, и объяснить, как это удалось сделать и
как смысловое выделение (обособление) будет показано на письме. (Определение испуганная выделяется по смыслу логическим ударением, а на письме запятой.)
Далее записываются предложения.
1. Встревоженный плохой метеосводкой, капитан приказал проверить крепление груза. 2. Удивлённый, мальчик, казалось, застыл на месте.
3. Потерявший свежесть, цветок все-таки был хорош. 4. Большой хитрю
га, кот поглядывал на нас невинными глазами. 5. Перепачканный известкой, брат имел вид довольно комичный. 6. Росшие вдоль шоссе тополя бы
ли стройными и высокими. 7. Шедшие друг за другом туристы вдруг
остановились.
Обращаем внимание учащихся на № 6, 7. Как бы ни выделялись логическим ударением причастные обороты в этих предложениях, они запя тыми не выделяются, так как не связаны со сказуемым причинными отношениями.
2. Тренировочные упражнения.
Из двух предложений составить одно с обособленным приложением, поставив его до и после определяемого слова. Объяснить пунктуацию.
/. Иванов был опытный тракторист. Он разбирался в машинах раз личных марок.
Серегин был лучшим учеником в классе. Он охотно помогал ребятам, но никогда не давал списывать.
Капитан был решительный властный человек. Он никогда не отменял свои приказы.
3. Объяснительный диктант.
ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ТЯЖЁЛЫЙ ТРУД
Святослав Рихтер, замечательный пианист, известный всему миру, по пять-шесть часов не встаёт из-за рояля.
Майя Плисецкая, удивительный мастер движения, завоевавшая при знание во всем мире, проводит ежедневно много часов в изнурительном труде у станка.
У Алексея Баталова, всем известного актёра, создавшего в кино пре красные образы наших современников, от напряжённой работы заболели глаза.
Евгений Урбанский, выдающийся актёр, большой, красивый и доб рый человек, хотел сделать ещё лучше очередной дубль, уже неоднократно отснятый, и погиб при этом.
Многим ребятам, любителям театра, кино, жизнь людей искусства кажется сплошным праздником, а на самом деле любимая работа для них -огромный труд, напряжённый, ежедневный, требующий терпения, выдержки и упорства.
IV . Задание на дом:
упр. 299.