Цели: Познакомить с новыми независимыми государствами – соседями России. Углубить знания о геополитическом положении России, сформировать представления о взаимоотношениях России с новыми независимыми государствами. Развивать творческие способности учащихся, умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Оборудование: Карты СССР (физическая, политико-административная и др., а также карты Украины и Молдавии, Белоруссии, стран Балтии, Закавказья, Средней Азии, Казахстана). Иллюстрации – природа и достопримечательности стран.
Ход урока
Организационный момент
Работа проводится в группах. В группе – 6 человек. Каждый учащийся специалист по своей группе стран (по уч. Д. удобнее брать группы стран, соответствующие параграфу: 1. Белоруссия; 2. Страны Балтии; 3. Европейский Юго-Запад; 4. Закавказье; 5. Азиатский Юго-Восток разделить на Казахстан и страны Средней Азии).
На столах план изучения страны, атласы, картосхемы стран и др.
Изучение нового материала
План изучения страны:
Показ на карте страны (стран) и столицы.
Выгодность ЭГП страны (стран).
Природные условия (климат, рельеф, воды, природные зоны и пр.) и их особенности.
Природные ресурсы (оценка богатства страны (стран) отдельными видами ресурсов).
Население (естественный прирост, миграции, урбанизация, религия, народы, обычаи, традиции).
Специализация страны (отрасли специализации, продукция, центры).
Экспорт и импорт страны с Россией.
Сюрприз (стихотворение пота страны прочесть, песню страны, рассказать о гербе, флаге, о достопримечательности и т. д.).
Если задание учащиеся получили на двоих, то за одним столом сидят учащиеся – знатоки 3-х стран или трех групп стран. Например: 1. Белоруссия; 2. Украина и Молдова; 3. Закавказье. После рассказа в группе, учащихся приглашают в группу учеников – специалистов по другим странам – и слушают их. Ученику выгодно рассказать о стране (о странах), так как это повысит его балл за урок.
Учащиеся пишут на листе (1/2 альбомного или ксероксного) название страны (группы стран), особенности которой они хотели бы узнать, и показывают другим группам. Таким образом, они делают заявку на знатока страны.
Каждый ученик рассказывает о стране в своей первой группе, затем по приглашению во второй группе. Все учащиеся записывают краткую информацию о странах, по которым работали в группе.
Запись может быть в виде краткого описания, перечня терминов, относящихся к стране (15-20 слов), вопросов (3-4 вопроса) о стране.
Рассказ о стране длится (3 мин + 3 мин) 6 минут. Учащиеся оценивают содержание описания страны, картосхему, дополнительный материал. Оценки учащихся записывают на листках (оценочных) в группе.
В конце урока учитель проводит тестовый диктант.
Учащиеся за урок получают несколько оценок:
за подготовку и выступление с сообщением в группе;
за дополнительное сообщение в другой группе;
за диктант.
Средняя оценка выставляется в журнал.
На этом уроке учащиеся чертят схему внешней торговли России со странами СНГ. По мере выступления в группе учащихся в тетради или на контурной карте каждый ученик стрелочками чертит (и подписывает) и указывает состав экспорта в Россию продукции отраслей специализации и импорта из России.
Схема (на контурной карте):
Вывод: Наиболее активные экономические связи Россия имеет с Беларусью, Казахстаном и Украиной.
Тест
Какие из этих государств не входят в Содружество Независимых Государств?
а) Беларусь; б) Украина и Молдавия;
в) Страны Балтии; г) Страны Закавказья.
Какая страна в 1999 году вступила в межгосударственный союз с Россией?
а) Белоруссия; б) Украина;
в) Казахстан; г) Молдавия.
Определите страну по характерным признакам:
а) Республика богата калийными и поваренными солями.
б) Главная отрасль промышленности – машиностроение.
в) Основные религии – православие, католицизм. (Беларусь.)
Одна из этой группы стран имеет залежи горючих сланцев. На первом месте в структуре экономики – сфера услуг. Море сильно повлияло на размещение населения. (Страны Балтии.)
Эта республика имеет широкий морской фасад. Природные условия благоприятны для ведения сельского хозяйства: плодородные почвы, достаточное количество тепла. Ресурсные базы России и этой республики дополняют друг друга. (Украина.)
Это небольшая по площади сухопутная республика с высокой плотностью населения. Республика – сад. Главное звено экономики – АПК. (Молдавия.)
Республика специализируется на черной металлургии, машиностроении и АПК. Машиностроение специализируется на производстве судов, тепловозов, автомобилей, металлургического оборудования. (Украина.)
Важная природная особенность региона – горный рельеф. Территория защищена горами от вторжений арктического воздуха, что позволяет выращивать субтропические культуры. (Закавказье.)
Это республика Закавказья, имеет месторождения нефти, религия ислам. Основа хозяйства топливно-энергетический комплекс. (Азербайджан.)
В 1988 году в республике произошло сильное землетрясение, во время которого погибло более 25 тысяч человек. Республика не имеет выхода к морю. Старейшая отрасль промышленности – цветная металлургия. (Армения.)
Это крупное государство Центральной Азии изменило местоположение столицы. Главная проблема – недостаток влаги. Страна обладает богатейшими природными ресурсами (особенно минеральными и агроклиматическими). (Казахстан.)
Страны этого региона объединяет религия ислам. Значительная часть населения живет в оазисах. Страны региона аграрно-индустриальные. (Азиатский Юго-Восток.)
Домашнее задание
Повторить термины по курсу: список учащиеся записывают в тетрадь (учить по словарю терминов);
Повторить принципы размещения предприятий и крупные объекты.
Дополнительный материал
Узбекистан
Память о национальных традициях хранят аксакалы, сохранившие в памяти обычаи своих отцов и дедов.
Народы Востока отмечали наступление нового года весной, когда вся природа оживает, все начинает цвести.
С праздником весны Наврузом связаны многие сельскохозяйственные, природоохранные работы: посев саженцев деревьев, очистка водных сооружений, удобрение полей и др.
Интересен праздник «Лой тутиш» («Грязеподношение»). Все жители кишлаков чистят арыки, дороги, улицы после зимы. Прохожему «преподносят» грязь, мусор. В ответ он должен «откупиться», помочь в работе, приготовить еду работающим, спеть песню. Во время этого праздника царит очень веселая, дружелюбная атмосфера: все улыбаются, с радостью помогают друг другу.
С начала полевых работ отмечают праздник «Шахмай». Сельчане готовят национальные блюда и идут в поле, где в торжественной обстановке к ним обращается старейшина, который желает людям хорошего труда, богатого урожая и разрешает начать работу.
Весной, когда начинают зацветать тюльпаны, начинается «Лола сайли». Люди семьями выходят на природу, и уважаемые старейшины наставляют молодежь, рассказывают им о необходимости бережного отношения к природе, о национальных праздниках, обычаях, традициях, связанных с различными природными явлениями.
В последние дни августа поводят очень красивый праздник цветов «Гул байра- ши». Особенно его любят в Ферганской долине. Жители собирают цветы и устраивают выставки из красочно оформленных композиций. На празднике звучит музыка, исполняются танцы с цветами.