Урок 74. обозначение буквой ё гласного звука [о], ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ
Цели: закрепить знания учащихся о гласной букве ё; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Закрепление опорных знаний.
? Игра «Кто внимательный?».
Дети должны посчитать, сколько раз в стихотворении встречается слово ёж. Это сочетание звуков может прятаться и в середине слова.
(Стихотворение заранее напечатано на доске. Учитель читает его).
Убежал от друзей
Без оглядки.
Сказал:
– Поищите!
Играю я в прятки.
Сначала в норе
Ёж укрылся
в одёжке.
Затем покатился
Клубочком
По стёжке.
? Игра «Узнайте звук».
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, начинающееся с ё: ёлка, ежевика, юркий, ёршик, енот, еловый, ёж, песенка, яркий, юла, яблоко, ёлочка.
? Выразительное чтение стихотворения Е. Благигиной, с. 156.
Дети подчеркивают в тексте слова, в которых встречается буква ё.
Физкультминутка
1. Знакомство с буквой ё. Учитель сообщает, что на уроке дети узнают новое о букве ё.
Рассматривается предметная картинка с изображением гуся. С помощью схемы анализируется слово гусь.
Обращается внимание учащихся на то, как звучит конечный согласный [c’].
– Как назвать малыша гуся? (Гусёнок.)
Анализируется слово гусёнок, которое произносится так, чтобы хорошо был слышен согласный звук во втором слоге [c’o].
Учащиеся устанавливают, что в слоге-слиянии сё согласный звук произносится мягко.
Делается вывод: если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [o], то пишется буква ё. Значит, буква ё после согласных обозначает звук [o] и мягкость предшествующего согласного.
2. Дети читают слоги-слияния, с. 156.
Во всех слогах с буквой ё согласный звук произносится мягко.
3. Проговаривание скороговорок, с. 156.
Сначала скороговорки проговариваются хором, а затем индивидуально (можно в виде конкурса).
Физкультминутка
? Чтение текста «Шутка» в лицах, с. 157.
Обратить внимание детей на правильную интонацию в чтении вопросительных предложений.
4. Разгадывание загадок, с. 157.
(Отгадки записаны в учебнике под загадками.)
Дети, читая загадки, подчеркивают слова, в которых встречается буква ё. Производится слого-звуковой анализ этих слов.
? Выразительное чтение стихотворения, с. 156.
Проговаривается хором вслед за учителем или за любым учеником из класса.
Стихотворение по желанию можно выучить наизусть.
5. Повторение всех изученных букв. Определяется место буквы ё на «ленте букв», с. 157.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?
– Какие были затруднения?
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?
– Какие были затруднения?