Урок 73. Зачет по курсу «Экономическая география России»

0
713

Цели: Определить уровень знаний по курсу «Экономическая география России». Подвести итоги изучения курса. Проверить усвоение понятий и терминов, знание принципов размещения предприятий, умение выделять главное, знание отличитель­ных черт районов, макрорегионов.

Оборудование: Карты России – физическая, политико-административная, инди­видуальные карточки. На доске – список терминов и понятий.

Ход урока

Организационный момент

Учащиеся получают на столы карточки с терминами и чистые листочки.

Карточка № 1

Анклав;

Валовой внутренний продукт;

Агломерация;

Импорт;

Экспорт.


Карточка М 2

Интенсивный;

Экстенсивный;

Кооперирование;

Район;

СЭЗ.

Карточка № 3

Рекреационные ресурсы;

Рекультивация;

Комбинирование;

Специализация;

ГОК.

Карточка № 4

ЭГП;

Специализация;

Территориальное разделение труда;

СНГ;

Себестоимость продукции.

И.Зачет

этап – повторение терминов, которые указаны в карточке.

Ученики ищут эти слова в словаре. Работа идет в течение 3-5 минут. Затем учащиеся, сидящие за первым вариантом, остаются на местах с карточками. Они становятся учите­лями, а учащиеся 2 варианта будут передвигаться на передний стол от своего и работать с карточками других столов. Они – в роли учащихся (См. схему).

Работа над одной карточкой регулируется учителем, по времени это 3-4 минуты. Если «ученик» знает термины и понятия карточки, то он их объясняет, если не знает, то объясняет ему «учитель» – хозяин карточки (ученик, сидящий за I вариантом.)

После возвращения учеников к своим первоначальным карточкам (на свои мес­та). Учащиеся меняются ролями: 2 вариант – «учителя» – хозяева карточек, а 1 вари­ант – «ученики» – они отправляются отвечать, или обучаться по 3 столам. Таким образом, повторяются основные термины и понятия, а некоторые учащиеся и отчи­тываются по терминам.

Учитель может провести краткий контрольный диктант по терминам карточек, выбрав по 2-3 термина из каждой карточки. Например:

анклав;

импорт;

ВВП;

район;

кооперирование;

рекреационные ресурсы;

специализация;

ЭГП;

комбинат (комбинирование);

территориальное разделение труда.

Учитель дает определения понятий, ученики должны понять, о чем идет речь и записать термин в тетрадь.

Далее идет взаимопроверка по образцу. Учащиеся, не справившиеся с этим зада­нием, ко 2 этапу не приступают, а открывают словари и записывают определения понятий и терминов в краткой форме в тетрадь. Остальные учащиеся имеют шансы сдать зачет на «4» и «5».

этап – включает объяснение размещения предприятий, то есть знание прин­ципов размещения крупных предприятий России.

На доске: «Почему?»

Запись: Крупные алюминиевые заводы размещены в Восточной Сибири,

или более краткая:

Алюминиевые заводы —► Восточная Сибирь;

Металлургический комбинат —> в Череповце;

Тяжелое машиностроение —*■ на Урале;

Точное и наукоемкое машиностроение —» в Центре;

80% производства тканей —> в Центре;

Урал получает уголь с Кузбасса, а не с Печорского бассейна;

Почему специализация Западной Сибири на ТЭК;

Почему крупные ГЭС —► в Восточной Сибири?

Почему СЭЗ находится в Находке?

Почему нельзя в одном городе строить несколько металлургических заводов?

Почему специализация ЦЧР и Центрального района различны?

Почему на Дальнем Востоке создан мощный ВПК?

Эти вопросы могут быть записаны на карточках. Учащиеся получают карточки и отвечают на вопросы (принцип дальше-дальше).

Чем лучше ученик знает курс, тем быстрее он будет отвечать, тем на большее количество карточек он ответит. Из 12 карточек достаточно верно ответить на 5 кар­точек.

этап – для учащихся, которые справились с работой, устраивается собеседо­вание с учителем по вопросам творческого характера. Например, можно воспользо­ваться вопросами из уч. А., с. 303.

«Обмен ценностями» или «Оценка ваших достижений» по уч. Д., вопросы §70, с. 366.