Цели: Определить уровень знаний по курсу «Экономическая география России». Подвести итоги изучения курса. Проверить усвоение понятий и терминов, знание принципов размещения предприятий, умение выделять главное, знание отличительных черт районов, макрорегионов.
Оборудование: Карты России – физическая, политико-административная, индивидуальные карточки. На доске – список терминов и понятий.
Ход урока
Организационный момент
Учащиеся получают на столы карточки с терминами и чистые листочки.
Карточка № 1
Анклав;
Валовой внутренний продукт;
Агломерация;
Импорт;
Экспорт.
Карточка М 2
Интенсивный;
Экстенсивный;
Кооперирование;
Район;
СЭЗ.
Карточка № 3
Рекреационные ресурсы;
Рекультивация;
Комбинирование;
Специализация;
ГОК.
Карточка № 4
ЭГП;
Специализация;
Территориальное разделение труда;
СНГ;
Себестоимость продукции.
И.Зачет
этап – повторение терминов, которые указаны в карточке.
Ученики ищут эти слова в словаре. Работа идет в течение 3-5 минут. Затем учащиеся, сидящие за первым вариантом, остаются на местах с карточками. Они становятся учителями, а учащиеся 2 варианта будут передвигаться на передний стол от своего и работать с карточками других столов. Они – в роли учащихся (См. схему).
Работа над одной карточкой регулируется учителем, по времени это 3-4 минуты. Если «ученик» знает термины и понятия карточки, то он их объясняет, если не знает, то объясняет ему «учитель» – хозяин карточки (ученик, сидящий за I вариантом.)
После возвращения учеников к своим первоначальным карточкам (на свои места). Учащиеся меняются ролями: 2 вариант – «учителя» – хозяева карточек, а 1 вариант – «ученики» – они отправляются отвечать, или обучаться по 3 столам. Таким образом, повторяются основные термины и понятия, а некоторые учащиеся и отчитываются по терминам.
Учитель может провести краткий контрольный диктант по терминам карточек, выбрав по 2-3 термина из каждой карточки. Например:
анклав;
импорт;
ВВП;
район;
кооперирование;
рекреационные ресурсы;
специализация;
ЭГП;
комбинат (комбинирование);
территориальное разделение труда.
Учитель дает определения понятий, ученики должны понять, о чем идет речь и записать термин в тетрадь.
Далее идет взаимопроверка по образцу. Учащиеся, не справившиеся с этим заданием, ко 2 этапу не приступают, а открывают словари и записывают определения понятий и терминов в краткой форме в тетрадь. Остальные учащиеся имеют шансы сдать зачет на «4» и «5».
этап – включает объяснение размещения предприятий, то есть знание принципов размещения крупных предприятий России.
На доске: «Почему?»
Запись: Крупные алюминиевые заводы размещены в Восточной Сибири,
или более краткая:
Алюминиевые заводы —► Восточная Сибирь;
Металлургический комбинат —> в Череповце;
Тяжелое машиностроение —*■ на Урале;
Точное и наукоемкое машиностроение —» в Центре;
80% производства тканей —> в Центре;
Урал получает уголь с Кузбасса, а не с Печорского бассейна;
Почему специализация Западной Сибири на ТЭК;
Почему крупные ГЭС —► в Восточной Сибири?
Почему СЭЗ находится в Находке?
Почему нельзя в одном городе строить несколько металлургических заводов?
Почему специализация ЦЧР и Центрального района различны?
Почему на Дальнем Востоке создан мощный ВПК?
Эти вопросы могут быть записаны на карточках. Учащиеся получают карточки и отвечают на вопросы (принцип дальше-дальше).
Чем лучше ученик знает курс, тем быстрее он будет отвечать, тем на большее количество карточек он ответит. Из 12 карточек достаточно верно ответить на 5 карточек.
этап – для учащихся, которые справились с работой, устраивается собеседование с учителем по вопросам творческого характера. Например, можно воспользоваться вопросами из уч. А., с. 303.
«Обмен ценностями» или «Оценка ваших достижений» по уч. Д., вопросы §70, с. 366.