Урок № 73. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

0
166
интернет

Урок № 73. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Цели: углубить понятие об определениях, выраженных причастны­ ми оборотами; дать представление об определениях, выраженных прилага­тельными и приложениями; развить умение читать схемы с обособлением; выработать пунктуационный навык.

I . Проверка домашнего задания.

1 . Чтение преобразованных предложений.

Конструирование предложений с обособленными членами по дан­ ным схемам:

2. Словарный диктант.

Участливое прикосновение, не зависевшие от меня обстоятельства, масленая овсяная каша, выстиранная полотняная рубашка, бесстыжие масляные глазки, выступление длинно, расчётливый претендент, ничего не значащие обстоятельства.

Задание: найти и объяснить орфограммы, обратить особое вни­мание на правописание не с причастиями, ниннв причастиях и прилага­ тельных.

II . Новый материал.

Объяснение нового материала проводится на основе поиска учащи­мися ответа на поставленный вопрос:

Когда обособляются определения и приложения в предложениях, а когда не обособляются?

Ход поиска.

1. Анализ примеров.

/. Потом пришла весна, яркая, солнечная (А. М. Горький). 2. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже опять тянет теплый ветер (В. Короленко). 3. Сгибающаяся под тяжестью колосьев рожь созрела. 4. Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу (Л. Н. Толстой). 5. Измученные, грязные, мокрые, мы достигли наконец берега (И. Тургенев).

Задание:

Найдите обособленные члены предложения.

Какие это члены? {Определения?) Согласованные или несогласо­ ванные?

Каково их место относительно определяемого слова?

Чем выражено определяемое слово?

Вывод. Чтение учащимися § 31 и формулировка правила относи­тельно только определений; необходимо проиллюстрировать правило предложенными выше примерами.

2. Анализ примеров.

/. Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю (А. М. Горь­ кий). 2. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам (И. Крылов).

Задание:

Что такое приложение? Обозначьте приложения и определяемые слова. Сделайте вывод.

III. Закрепление изученного.

Упражнение 290.

Синтаксический разбор. Вставить пропущенные буквы и запятые. Солнце бл…стало и на только что распустивш…йся листве и на

молодой девственной траве и на ряби быстрой реки видневш…ся влево от дороги (Л. Н. Толстой).

3. Составьте по 2 предложения, в которых данные в скобках слова и
сочетания слов выступали бы сначала частью составного сказуемого, а за­
тем обособленным приложением.


4. Задание для «шустриков» (учащихся, раньше других спра­ вившихся с работой):

Какие определения в следующем предложении являются обособлен­ ными и где определяемое слово?

Старшая, худенькая, голубоглазая, с пышными русыми волосами, держала в руках скромный букетик фиалок.

IV . Задание на дом:

§31, упр. 291.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь