Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. П. Платонова; учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать, работать над развитием грамотной речи учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На доску вывешиваются рисунки учащихся, выполненные ими к рассказу А. П. Платонова «Цветок на земле».
– Посмотрите, ребята, сколько разных цветов окружает нас: и голубых, и красных, и жёлтых, и белых. Есть среди них и большие и маленькие. Но есть у всех этих таких разных, таких непохожих друг на друга цветов что-то близкое, то, что их объединяет.
– Что же это?
– Вспомним, как говорит об этом Андрей Платонов в рассказе «Цветок на земле».
учащиеся пересказывают произведение, пользуясь планом.
– Кто, по вашему мнению, оказался лучшим рассказчиком? Почему так считаете?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Андрея Платонова, который называется «Ещё мама».
Учитель выразительно читает рассказ.
– Что хотите сказать?
– Знакомы ли вам переживания Артёма?
– Почему мальчик сначала твёрдо решил для себя, что в школу он ходить не будет? (Он боялся, что пока его не будет, мама заскучает по нему.)
– Какие отношения были между мальчиком и мамой? (они любили друг друга, думали друг о друге, заботились, бережно относились друг к другу.)
– Перечитайте отрывок, который подтверждает ваше мнение.
отрывок со слов: «А когда прошло лето и стало Артёму семь лет…» до слов: «Мать поцеловала Артёма в лоб, и он пошёл один» целесообразнее предложить прочитать учащимся по ролям.
– Перечитайте эпизоды, в которых описывается путь мальчика от дома до школы.
– Какие чувства вызывает он у вас? Почему?
– Почему на следующее утро мальчик спозаранку начал собираться в школу?
– А как об этом говорится в рассказе? Прочитайте.
IV. Итог урока.
– Что особенно тронуло, взволновало?
– Какие воспоминания пробудил в вас урок?
– Чью работу на уроке хотели бы отметить?
Домашнее задание: перечитать рассказ Андрея Платонова «Ещё мама» (с. 137–143, часть 2-я), подготовить выразительное чтение отрывка, который сильнее всего взволновал.