Урок 71. чтение слов с буквой Ж.
СОЧЕТАНИЯ ЖИ и ШИ
Цели: закрепить знания учащихся о согласной букве ж; познакомить с сочетаниями жи и ши; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
Игра «Доскажите словечко».
Вяжет мама длинный шарф.
Потому что сын … (жираф).
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот).
Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по … (лужам).
И бежит Айболит к
бегемотикам,
И хлопает их по … (животикам).
Игра «Слоговой аукцион».
а) Придумайте слова со слогом жа. (Жаворонок, жара, жало, жаба, лужа, Жанна.)
б) Какое слово получится, если добавить звук [ж]:
_аба, _ук, _изнь, _онглер, _алоба, _ираф, _ивот, ё_ ик.
1. Проводится беседа об изменениях в природе в конце осени.
Дети читают и разбирают рассказ «Первые снежинки», выделяют в словах сочетания жи и ши.
Делается вывод об особенностях произношения и правописания этих сочетаний.
В сочетаниях жи и ши согласные звуки [ж] и [ш] всегда твердые; в произношении сочетаний слышится гласный звук [ы], а пишется [и].
Дети выводят и читают правило:
лужи, снежинки, пушистые, закружились
Физкультминутка
2. Дети рассматривают пары слов, напечатанных на доске. Проводится наблюдение и сопоставление ш и ж.
Саша шар шил
сажа жар жил
Делается вывод, что ж и ш являются парными по глухости–звонкости.
3. Образование слов в единственном и множественном числе, с. 150.
Наблюдение за сочетаниями жи и ши.
Чтение рассказа «Чиж», с. 151.
Вопросы:
– Кто был у Вари?
– Где жил чиж?
– Что сказала Варя чижу?
– Что ответил чиж?
Дети читают текст про себя, подчеркивая слова, в которых встречается буква ж.
Чтение рассказа в лицах.
Физкультминутка
5. Образование новых слов, с. 151.
много – больше низко – ниже
нужно – нужнее важно – важнее
6. Определить, кто где живет, с. 151.
Дети стрелками соединяют животных с местом их обитания.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие задания были трудными?