Урок 71. ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Ж. СОЧЕТАНИЯ ЖИ и ШИ

0
754

Урок 71. чтение слов с буквой Ж.
СОЧЕТАНИЯ ЖИ и ШИ

Цели: закрепить знания учащихся о согласной букве ж; познакомить с сочетаниями жи и ши; развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

Игра «Доскажите словечко».

Вяжет мама длинный шарф.

Потому что сын … (жираф).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (живот).

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по … (лужам).

И бежит Айболит к

бегемотикам,

И хлопает их по … (животикам).

Игра «Слоговой аукцион».

а) Придумайте слова со слогом жа. (Жаворонок, жара, жало, жаба, лужа, Жанна.)

б) Какое слово получится, если добавить звук [ж]:

_аба, _ук, _изнь, _онглер, _алоба, _ираф, _ивот, ё_ ик.

1. Проводится беседа об изменениях в природе в конце осени.

Дети читают и разбирают рассказ «Первые снежинки», выделяют в словах сочетания жи и ши.

Делается вывод об особенностях произношения и правописания этих сочетаний.

В сочетаниях жи и ши согласные звуки [ж] и [ш] всегда твердые; в произношении сочетаний слышится гласный звук [ы], а пишется [и].

Дети выводят и читают правило:

лужи, снежинки, пушистые, закружились

Физкультминутка

2. Дети рассматривают пары слов, напечатанных на доске. Проводится наблюдение и сопоставление ш и ж.

Саша шар шил

сажа жар жил

Делается вывод, что ж и ш являются парными по глухости–звонкости.

3. Образование слов в единственном и множественном числе, с. 150.

Наблюдение за сочетаниями жи и ши.

Чтение рассказа «Чиж», с. 151.

Вопросы:

– Кто был у Вари?

– Где жил чиж?

– Что сказала Варя чижу?

– Что ответил чиж?

Дети читают текст про себя, подчеркивая слова, в которых встречается буква ж.

Чтение рассказа в лицах.

Физкультминутка

5. Образование новых слов, с. 151.

много – больше низко – ниже

нужно – нужнее важно – важнее

6. Определить, кто где живет, с. 151.

Дети стрелками соединяют животных с местом их обитания.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие задания были трудными?