Цели: учить детей читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения; работать над развитием мышления, наблюдательности, выразительной речи учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа со вступительной статьёй.
– Мы начинаем, ребята, чтение произведений новой темы. Посмотрите, как она называется. («Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».)
– Как вы понимаете название темы?
– Лучше раскрыть смысл темы нам поможет рассказ Бориса Шергина с таким же названием. Но прежде чем приступить к чтению произведения, прочитаем, что говорят об этом авторы учебника.
Учитель и несколько учащихся читают вступительную статью.
– Какие мысли, слова вам показались самыми главными, важными? (Читая хорошую книгу, человек становится более умным, сердечным, добрым. Но это происходит не сразу и не вдруг. Как правило, это происходит незаметно, постепенно, накапливаясь, капля за каплей. Важно не пройти мимо хорошей книги, не пропорхать по её страницам, а читать вдумчиво, вникая в содержание.)
III. Изучение нового материала.
– Автор рассказа, который мы будем сегодня читать, Борис Викторович Шергин – удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен, рассказов на темы русских пословиц. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту как старинного русского языка, так и современного. Вы убедитесь в этом сами, прочитав рассказы Бориса Шергина.
Итак, «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Учитель и учащиеся читают рассказ Бориса Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (с. 124–128, часть 2-я).
– Что хотите сказать?
– Какой мудрости научил Митю мастер? (каждый день выполнять небольшой участок работы так, чтобы и «дело продвигалось» и чтобы выполнено оно было с душой и «красовито, тщательно».)
– В какой из пословиц заключена эта мудрость? («Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».)
– Какие другие пословицы встретились в рассказе? («Работа любит не молодца, а незалёжливого», «Глаза страшатся, а руки делают».)
– Как вы их понимаете?
– Чему вас научил рассказ Бориса Шергина?
Физкультминутка
– Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.
– Какой она вам представляется? (доброй, весёлой, мудрой, она могла и утешить, и рассмешить, знала много ремёсел.)
– Как Ваня относился в своей бабушке? (гордился ею.)
– Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– О чём вас заставил задуматься урок?
Домашнее задание.
– Прочитайте дома другие рассказы Бориса Шергина «Акуля, что шьёшь не оттуля» и «Одно дело делаешь, другого не порть». Подумайте, каков главный смысл этих произведений, чему они учат.