Цели: выявить уровень литературного развития учащихся; выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении ребят; прививать любовь к литературе как науке и виду искусства.
Ход урока
I. Открытие портретной галереи писателей, с которыми учащиеся познакомились на протяжении учебного года.
До начала урока оформлен стенд (доска), где будут размещены портреты писателей. Перед стендом натянута своеобразная лента, лучшие ученики разрежут ее, что будет символизировать открытие портретной галереи.
Слово учителя:
– Ребята! Подходят к концу наши «литературные встречи». За время учебы в 5 классе вы прочитали много книг, познакомились со многими авторами литературных творений. Начнем сегодняшний урок с открытия портретной галереи писателей.
Заранее подготовленный, достойный ученик разрезает ленту перед стендом и приглашает любителей литературы оформить пока еще пустующий стенд. В класс под звуки торжественной музыки ребята вносят портреты писателей и располагают их на стенде, затем рассаживаются по местам.
II. Рассказы о писателях.
По желанию учащиеся рассказывают о полюбившихся писателях, включая в ответы моменты их биографий.
Слово учителя:
– Что же происходит с человеком, когда он открывает книгу? Он попадает в мир литературы. По страницам своих произведений вас, читателей, ведут А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. Н. Некрасов, И. С. Тургенев, С. Я. Маршак, Х. К. Андерсен, Ж. Санд и другие великолепные мастера пера. Из творений этих великих мастеров вы черпаете знания, потому что литература скрывает в себе немало тайн, раскрытие и познание которых придает вам силы и мудрости.
III. Призовая литературная викторина.
В викторине участвует весь класс. Ответивший на вопрос ученик получает жетон. Кто набрал максимальное количество жетонов, получает приз. Призом может служить книга, набор иллюстрирующих произведение открыток и т. п.
Условие: прослушать отрывок и назвать произведение.
1. Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…
И. А. Крылов. Ворона и Лисица
2. «От радости Васютка совсем очумел. Принялся прыгать, подбрасывать горстями песок. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой».
В. П. Астафьев. Васюткино озеро
3. «…Похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног – лапы у её зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья…»
П. П. Бажов. Медной горы Хозяйка
4. Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
М. Ю. Лермонтов. Бородино
5. «Мальчик по имени Валек, высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие калачниц. Девочку видели только один или два раза на руках пана Тыбурция…»
В. Г. Короленко. В дурном обществе
6. Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
А. С. Пушкин. Руслан и Людмила
7. «Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь… Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг…»
И. С. Тургенев. Муму
8. «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло ему раз письмо из дома».
Л. Н. Толстой. Кавказский пленник
IV. Конкурс «Кто быстрее разгадает кроссворд».
Учитель заранее составит простой кроссворд с целью понимания учащимися принципа его построения.
Класс делится на 4–6 команд. Каждая группа получает лист с кроссвордом. На его решение отводится 5–6 минут. Решение начинается по команде учителя. Победившая команда занимает призовое место. В момент награждения учитель проанализирует работу каждой группы.
В примерные варианты кроссвордов включены слова, обозначающие термины из теории литературы.
Вопросы:
Вариант I.
1) Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение.)
2) Звуковое совпадение слов, находящихся в конце стихов. (Рифма.)
3) То, о чем говорится в произведении. (Тема.)
4) Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)
5) Вид литературного произведения. (Басня.)
Вариант II.
1) Иносказательное изображение предмета, явления. (Аллегория.)
2) Вид литературного произведения. (Басня.)
3) Вид литературного произведения или… (Жанр.)
4) Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)
5) Легенда, вымысел, фантастический рассказ. (Миф.)
V. «Театральные минутки».
Учитель предлагает мысленно перенестись в театральный зал. В свободной части зала установлены несложные декорации. Для быстрого преображения в героев произведений ребятам достаточно будет использовать только элементы костюмов.
Разыгрываются сценки, эпизоды из полюбившихся произведений. Например, сцены «Урок королевы» из пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», диалог героев из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», сцена у камня «Встреча у камня малахитницы и Степана» из сказа П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы».
Вопросы и задания:
1. Назовите произведение, сценка из которого была разыграна, и его автора.
2. Понравились вам эти герои? Чему вы у них научились?
3. О каких литературных героях других произведений вы часто вспоминаете, почему?
VI. Игра «Литературное лото».
Вновь учащиеся разбиваются по группам. Как подготовить лото?
Берется уже известная ребятам цветная иллюстрация к прочитанному произведению. Например, иллюстрация к народной сказке «Царевна-лягушка» И. Билибина или репродукция В. Васнецова к этой же сказке. Затем наклеивается на лист тонкого картона, переворачивается картинкой вниз, расчерчивается на 6–8 фигур любой формы (зависит от количества вопросов) и разрезается. На каждую получившуюся карточку вписывается вопрос. Ответы записаны на отдельном листе, который находится у ведущего. От ведущего группа получает стопку перетасованных карточек с вопросами, но картинкой вниз.
Перевернуть карточку можно только в случае правильного ответа.
После того как учащиеся ответили на все вопросы и перевернули все карточки, их задача – правильно сложить картинку, назвать произведение, к которому она нарисована, и автора получившейся иллюстрации. Только в этом случае этап игры считается завершенным, после чего определяется победившая группа. Время игры можно ограничить.
Ответы: 1. Народная сказка. 2. Старичок, медведица, щука и т. д. 3. В праздничные дни. 4. Василиса Премудрая. 5. Вступление (присказка), экспозиция, завязка, кульминация, развязка. 6. В яйце, на конце иглы. 7. В болоте.
Завершая урок, учитель скажет, что литература – особый вид искусства, она воспитывает высокие чувства, обогащает ум и сердце. Прочитанное в 5 классе – это лишь немногое из того, что составляет огромный мир литературы. Для развития своего интеллекта нужно читать постоянно, получать все новые и новые знания.
Затем учитель предлагает учащимся список литературы для чтения летом*:
1. Д. Станюкович. «Рассказы».
2. Л. Толстой. «Рассказы для детей».
3. А. Чехов. «Рассказы для детей».
4. Л. Андреев. «Кусака».
5. Ю. Олеша. «Дубравка», «Три толстяка».
6. Б. Лавренев. «Срочный фрахт».
7. Ю. Казаков. «Рассказы для детей».
8. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера».
9. Ж. Верн. «Таинственный остров».
10. А. Дюма. «Три мушкетера».
11. Э. Гофман. «Сказки».