Урок 70. Морфологический разбор наречия
Цели: обобщить изученное о наречии; ознакомить учени ков с порядком морфологического разбора наречий; закрепить умение отличать формы сравнительной степени наречий и при лагательных.
Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, лингвистический разбор слов, словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Подготовленный диктант (по упражнению 215).
II . Проверка домашнего задания
, 1. Вопросы.
Какие наречия могут иметь степени сравнения?
Какие степени сравнения могут иметь наречия?
Как образуются степени сравнения наречий?
2. Упражнение 214: проверка по цепочке. Варианты заглавия текста: «Россия строилась», «Как возник посёлок».
III . Задания на закрепление материла «Степени сравнения
наречий»
Запишите предложения, подчеркните слова в сравнительной степени как члены предложения; определите их принадлежность к определенным частям речи.
Об одном прошу вас: стреляйте скорее. (А.С. Пушкин.)
Гарун бежал быстрее лани.
У) Лес делался выше, таинственнее, темнее.
4) Не пугай меня грозою:
Весел грохот вешних бурь! После бури над землею Светит радостней лазурь, После бури, молодея В блеске новой красоты, Ароматней и пышнее Распускаются цветы!
И.А. Бунин Комментарий. В первых двух и в четвертом предложении наречия являются обстоятельствами {стреляйте как? скорее, бежал как? быстрее, светит как? радостней, распускаются как? аро матней и пышнее).
В третьем предложении перед нами прилагательные в сравнительной степени, которые входят в состав сказуемого {делался выше, таинственнее, темнее): Сильные ученики сами могут догадаться о роли наречий и прилагательных в третьем предло жении.
Найдем начальные формы подчеркнутых слов: скорее – скоро; быстрее – быстро; выше — высокий, таинственнее – таинствен ный, темнее – темный.
IV . Объяснение темы «Морфологический разбор наречия»
Дадим ученикам возможность самостоятельно разобраться в теоретическом материале учебника (§ 35, с. 100-101), после чего попросим выполнить на доске и в тетрадях морфологиче ский разбор наречий из только что записанных предложений (по вариантам).
V . Выполнение упражнений
Упражнение 216: выразительное чтение, фонетический и морфологический разбор (письменно и устно; на доске и в тетрадях).
VI . Словарная и орфоэпическая работа
Записать слова, помещенные в рамках на с. 99-101, в словарики, придумать с ними предложения; поставить ударения. Удобнее, шире, слаще, комбинат, эпидемия.
Домашнее задание
1- § 35.
Упражнение 217: творческая работа: сочинение-рассуждение на тему «Прозвища».
Упражнение 218: устно (подготовка к диктанту по памяти).