Цели урока: Сформировать у учащихся понятие о тканях, их многообразии и значении; дать представление о взаимосвязи строения ткани и выполняемых ею функций.
Оборудование: Таблица «Виды тканей животных».
Актуализация знаний
Биологический диктант.
Наука, изучающая строение и функции клеток — ….
Основная структурно – функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система —………………………………………………..
Тело клетки и ее содержимое отделено от внешней среды — ….
Основное содержимое клетки, заполняющее весь ее объем —….
Органоид клетки, в котором происходит синтез белков —….
Главнейшая структура ядра, обеспечивающая передачу наследственной информации —….
Впервые клетки были обнаружены в 1665 году ….
Основное содержимое клетки, заполняющее весь ее объем —….
В клетках животных, в отличие от растительных, отсутствуют….
Органоиды клетки, ферменты которых расщепляют белки, жиры, углеводы —….
Изучение нового материала
Рассказ учителя.
У многоклеточных животных клетки специализируются на выполнении определенных функций. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.
Какие типы тканей встречаются у растений, какие функции они выполняют?
Наука, изучающая ткани, называется гистологией.
Дифференцировка клеток на различные типы тканей это своего рода разделение труда в организме. Такое разделение труда выгодно для организма, поскольку ткани выполняют специфические функции эффективнее отдельных клеток. Такая специализация повышает эффективность работы всего организма в целом. Работа клеток в тканях скоординирована и они представляют собой самостоятельную функциональную единицу. Кроме того, совместная деятельность различных тканей тоже строго скоординирована, так как только таким образом организм может сохранить свою жизнеспособность.
В теле животных выделяют четыре вида тканей: эпителиальная (покровная), соединительная, мышечная, нервная. Каждый из видов ткани имеет свое характерное строение и выполняет в организме свою строго определенную функцию. Внешний вид и строение ткани четко соответствуют ее назначению.
2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
О Заполнить таблицу, пользуясь материалом учебника §7, стр. 28-30.
Название ткани |
Строение |
Функции |
Примеры |
Эпителиальная |
|||
Соединительная |
|||
Мышечная |
|||
Нервная |
Закрепление знаний
Фронтальный опрос.
Что такое ткань? Какие виды тканей вы знаете?
Какова функция эпителиальной ткани? Где может быть расположена эпителиальная ткань?
Какова функция сальных желез?
Какие еще железы могут встречаться у животных?
Какие элементы организма состоят из соединительной ткани?
Какова функция соединительной ткани?
Какие вы знаете виды мышечной ткани?
Какова особенность клеток нервной ткани?
Игра «Слабое звено».
Учитель называет орган или структурный элемент организма и указывает на одного из учеников. Ученик должен назвать ткань, из которой состоит данная структура и назвать следующую, указав на другого ученика (или назвав его имя). Если какой-либо ученик затрудняется ответить, учитель сам отвечает на вопрос и дает задание другому ученику. Задача игры – составить как можно более длинную цепочку.
Домашнее задание
§7 учебника, вопросы в конце параграфа.