Цели урока:
ознакомление учащихся с понятиями «обязанность» и «ответственность»;
формирование у детей ответственности перед собой, другими и окружающей средой.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, ролевая игра.
Ресурсы: учебник , тетрадь «Моя Помощница».
Ход урока
1. Круг радости
Я сегодня очень ждала всех вас и скучала. Я вспоминала ваши имена – имена своих любимых учеников, и мне становилось так хорошо и приятно, как будто вы были со мной рядом. А когда я вас увидела здесь, на нашем уроке «Самопознание», я так обрадовалась! Давайте скорее встанем в наш «круг радости» и поприветствуем друг друга вот так:
Всех в наш круг мы позовем, (дети берут друг друга за руки,
Радостно произнесем: раскачивают ими радостно)
Здравствуйте, милые дети!
Лучшие дети на свете!
2. Минутка тишины
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Если хотите, можете закрыть глазки. Послушайте музыку и представьте себе, что вы пришли на зеленую полянку (пауза). Светит нежное ласковое солнышко. Солнышко прикасается к вам своими нежными лучиками, и вам становится хорошо и приятно (пауза). На полянке много красивых цветов, над которыми летают красивые бабочки (пауза). Этих бабочек послали родители Айболата, Дамира, Юли, Аскара, Ильжаны и т.д. (Учитель перечисляет имена всех присутствующих детей). Бабочки покружились и сели вам на ручку (пауза). Почувствуйте, как приятно, когда бабочка прикасается к вам и остается с вами навсегда (пауза). Почувствуйте, как ваше сердечко любит окружающий мир, Матушку-Природу, родную семью (пауза). Почувствуйте, как хорошо вам в вашей семье (пауза). Поднимите бабочку ручками высоко – высоко к солнышку и отпустите ее (пауза). Пусть она полетит и всему миру расскажет, какая у вас замечательная, прекрасная и счастливая семья. Скажите бабочке «спасибо». Пожелайте вашей семье, вашему дому счастья и благополучия. Берегите свою семью. Дорожите своим домом. Откройте глазки. Потянитесь. Вздохните. Молодцы!
3. Чтение произведения. В.А.Сухомлинский «Седьмая дочь»
Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц. Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.
– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.
– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.
– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.
– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.
– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.
А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.
Понравилась ли вам эта история? Чем?
Какие чувства пробуждают в вас отношение дочерей к матери?
Подумайте, о чем рассказывает нам эта история? Что вы поняли?
Какой была седьмая дочь матери? Чем она отличалась от своих сестер?
Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
Когда ваша мама приходит с работы, что вы для нее делаете? (Ответы детей).
4. Творим в тетради
Ребята! Слово «надо» – это очень хорошее слово. Вспомните, кто вам часто напоминает об этом слове: ласково, серьёзно, весело, задумчиво, сердито? (Ответы детей).
Фея Любви и Добра на страницах «помощницы» просит написать об этом (Задание 1).
5. Обратимся к учебнику
Вечер. Квартира семьи Алимовых. Дома отец, сын Мурат, дочь Алия, подруга дочери Ира. Отец и сын играют в шахматы, девочки в куклы.
Алия (подруге): «Как есть хочется! Скорей бы мама пришла, хоть бы ужин приготовила».
Ира: «А разве вы не можете приготовить ужин сами к маминому приходу?»
Алия: «Не знаю. Мы так никогда не делаем».
Ира: « А давай попробуем» .
Алия: «Давай». (Девочки идут на кухню).
Ира: «Где у вас картошка?»
Алия: «Вот. А еще у нас огурец есть». (Девочки начинают чистить картошку. Алия роняет кастрюлю. На шум приходят папа и сын).
Отец: « Что это у вас тут за шум?»
Алия: « Готовим маме сюрприз».
Сын: «Какой?»
Алия: «Ужин!»
Сын. «Ура! Я тоже хочу приготовить сюрприз, только я картошку не умею чистить».
Ира: «Да уже и не надо. Ты лучше мусор вынеси».
Отец: «Выходит, один я без сюрприза. Придется браться за веник».
(Все работают. Раздается звонок. Входит мама, удивленно глядит вокруг себя, роняет сумку, хватается за сердце. Все суетятся).
Сын: « Ну вот, сюрприз! И зачем мы все это затеяли? Как было раньше хорошо: мама придет, всех накормит, все уберет. А теперь что?»
Отец: «К сюрпризам-то надо готовиться постепенно».
Сын: « Мамочка, успокойся, мы больше так не будем!»
Алия: « Нет, неправильно! Мы будем это делать каждый день, и ты привыкнешь, мамочка».
Все: « Ведь мы тебя очень любим!»
Мама: « Спасибо, родные! Мне очень приятно, что вы решили мне помочь».
6. Разыгрывание сценки «Сюрприз для мамы »
1. Учитель делить детей на две группы.
2. Раздать группам сценарии сценки «Сюрприз».
3. Репетиция групп.
4. Разыгрывание сценки.
7. Поговорим
Молодцы, ребята! Как замечательно вы справились с заданием. Как хорошо и искренне вы сыграли свои роли.
Мы познакомились с двумя историями, которые были изложены в рассказах «Седьмая дочь» и «Сюрприз для мамы». Обе истории рассказывают о самом важном – о нравственных поступках и действии детей в семье.
Эти истории – поучительные. Истории учат нас своим содержанием. Это очень важно для читающих и слушающих детей, у которых в семье есть свои обязанности и которым доступно и понятно слово «надо».
Как у каждого взрослого человека у вас, ребята, тоже есть свои главные обязанности и в школе, и в семье, которые следует неукоснительно выполнять.
8. Игра «Мои обязанности в доме»
Дети, каждый из вас дома выполняет определенные обязанности. Конечно же, обязанности нельзя делить на важные и не важные, большие и маленькие. Потому что все обязанности, которые выполняет человек, безусловно, важные и нужные.
Я вас попрошу подумать, какие важные обязанности по дому возложены на ваши плечи. Вы будете называть обязанности, а я буду их записывать на лучиках радуги. (На доске заранее нарисована радуга. Дети перечисляют свои домашние обязанности. Коллективно составляется список обязанностей ребенка по дому).
На доске появляются следующие записи:
аккуратно развешивать свою одежду и ухаживать за ней;
систематически относить ее в стирку;
следить за чистотой и сохранением своих школьных принадлежностей;
содержать в чистоте и порядке свою комнату;
помогать по дому, в том числе: мыть посуду, пылесосить, выносить мусор без напоминания, ходить в магазин;
уметь разогреть обед, готовить простые блюда, накрывать к обеду стол и т.д.
Дети, взгляните на доску. Выполнение вами этих обязанностей по дому это уже хорошо. Уверена, что ваши мамы и папы видят вашу заботу о доме, о семье, о своих родителях. Убеждена, что это вызывает у них чувство гордости и уважения к вам – своим детям, маленьким помощникам большой семьи.
Ребята, будьте всегда прекрасными рыцарями такого важного слова, как «надо».
9. Домашнее задание
В учебнике «Азбука Самопознания» прочитайте рассказ Г.Литневского «Чужая пятерка». Подумайте над Заданием 3.
В тетради «Моя помощница» выполните Задание 2.
10. Круг «От сердца к сердцу»
Урок «Самопознание» раскрыл перед нами важность и ценность таких слов, как «надо» и «хочу». Конечно же, у всех людей – у взрослых и маленьких – есть очень важные и не очень важные, очень любимые и не очень любимые дела, которые обозначаются коротким словом «хочу» и «не хочу». Слово же «надо» – это волшебное слово. Перед словом «надо» отступает лень, пробуждается чувство ответственности человека за себя и за близких, родных людях. Слово «надо» свидетельствует о любви человека к родителям, к людям, к своим делам и заботам. Можно много сказать о том, какое прекрасное и важное слово «надо». Я же хочу, ребята, чтобы и вы выразили свое отношение к этому слову. Начнем нашу мысль следующей фразой: «Сегодня на уроке я понял, что надо…». (Дети завершают фразу).