Друзей много – широка дорога
Казахская пословица
Цель: расширять представление детей о дружбе как ценности.
Задачи:
раскрывать значение понятий «дружба», «друзья», «дружный класс»;
развивать умение видеть положительные качества у друзей;
воспитывать доброжелательные, дружеские отношения среди одноклассников.
Ресурсы: карточки – «кирпичики» (А4) для строительства дома Дружбы, аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь» (сл. М.Танича, муз. В. Шаинского).
Круг дружбы
Дети вместе с учителем повторяют следующие слова:
Начни день с дружбы.
Наполни день дружбой.
Закончи день дружбой.
Так надо жить –
Дружбой будем дорожить.
– Посмотрите друг на друга добрым взглядом.
– Улыбнитесь друг другу.
– Скажите друг другу добрые слова.
Работа по домашнему заданию
Дети по желанию рассказывают о том, какой класс они считают дружным, а какой – недружным.
Учитель записывает на доске высказывания детей, выстраивает схему (модель): «Дружный класс».
Беседа
– Много ли у вас друзей?
– Расскажите, как можно найти друга?
– Что бы вы посоветовали человеку, который хочет иметь друзей, но пока не может их найти? Нужно ли учиться дружить?
– Что может разрушить дружбу? (непонимание, ссора, обида, конфликт).
– Что мешает дружбе? (непонимание, обида, конфликт)
(Ответы детей).
Рассказ учителя (изложение содержания рассказа «Саша-дразнилка» по Н.М.Артюховой)
Саша очень любил дразнить свою соседку по парте Динару. Динара обижалась и даже плакала.
– Почему ты плачешь, Динарочка? – спросила учительница.
– Меня Саша дразнит.
– Ну и пусть дразнит! А ты не дразнись в ответ.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Динара попробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели в столовой, обедали.
– Вот я сейчас поем, – начал Саша, – вернусь в класс и твою куклу в окно выброшу
– Ну что ж, — засмеялась Динара, – это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.
– У тебя насморк, — сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не возьмут.
– А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
— Все вы, девчонки; – дрожащим голосом проговорил Саша, – все вы ужасные трусихи и плаксы!
– Мне самой мальчики больше нравятся, – спокойно ответила Динара.
Саша посмотрел вокруг и крикнул:
– У меня карандаши лучше, чем у тебя!
– Рисуй на здоровье, – сказала Динара.
Тут Саша не выдержал и заплакал:
– О чем ты плачешь, Саша? – спросила учительница, подойдя к мальчику.
– Меня Динара обидела! – ответил Саша, всхлипывая. – Я ее дразню, а она не дразнится!
Что помогло Динаре избежать ссоры?
Почему Саша обиделся, заплакал?
(Ответы детей).
Игра «Поссорились – помирились»
– Иногда мы удивляемся – бывает так, что ребята называют себя друзьями, а сами почти каждый день ссорятся. Но ведь ссориться можно по-разному. Давайте попробуем разыграть ссору молча, без обидных слов, крика и шума. Сядьте, пожалуйста, парами друг против друга и постарайтесь выразить свои эмоции с помощью мимики, движений рук. Только пусть каждая ссора закончится примирением.
(Дети садятся попарно – друг напротив друга и изображают сначала ссору, а потом примирение. «Разговор» должен получиться пластичным и эмоциональным)
Минутка тишины
– Сядьте поудобнее, если хотите, можете закрыть глаза. Проверьте, чтобы спина была выпрямлена, а голова находилась в вертикальном положении. Сделайте глубокий вдох. Расслабьтесь, делая выдох. Еще раз глубокий вдох и выдох. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно ровное и спокойное. Прислушайтесь к себе. Почувствуйте внутри себя тишину, мир, покой…
А теперь откройте глаза.
Творческая деятельность
Учитель готовит карточки-«кирпичики» для строительства дома Дружбы. Дети делятся на две группы. Каждая группа строит дом Дружбы на столе (на полу, на доске), выбирая нужные детали из набора.
Примерный набор деталей:
– Давайте построим – дом «Дружбы». Вспомните, из каких частей состоит дом?
– Что составляет основу, фундамент дружбы? Какой фундамент вы заложите для постройки своего дома «Дружбы»?
– Какие кирпичики выберете для прочных стен Дома дружбы?
– Расскажите, что такое настоящая дружба.
(ответы детей)
Цитата урока
В народе говорят: «Друзей много – широка дорога». Как вы понимаете это выражение?
(Ответы детей).
Обобщение
Школа – наш общий дом. Наш класс – это семья. И пусть семья наша будет дружной, прочной и крепкой.
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Домашнее задание
1. Разучите слова песни «Чудо школа»
Звучит песня «Чудо-школа» (на мотив песни «Чунга-Чанга» (сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского).
2. Учитель раздает детям листочки с именами одноклассников, просит нарисовать и написать открытку дружбы для этого человека.
(Лучше распределить имена так, чтобы дети написали открытку для тех, с кем у них проблемы во взаимоотношениях).
Круг «От сердца к сердцу»
– Мы!
– Звонче слова в мире нет!
– Мы!
– Это песня и рассвет!
– Мы!
– Это значит ты и я!
– Мы!
– Значит встретились друзья!
Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (сл. М.Танича, муз. В.Шаинского).
Если с другом вышел в путь, (2 р )
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть, (2 р)
А с друзьями много.
Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!