Цели урока: познакомить с численностью населения Земли, расселением людей, раскрыть причины неравномерного размещения населения Земли; расширить знания о политической карте мира, разнообразии стран.
Средства обучения: карты атласа: “Плотность населения мира”, “Политическая карта мира”, видеофильмы (или слайды) самых больших городов мира.
Основные представления и понятия: плотность населения, страна, колония.
Межпредметные связи: государства античного мира, средневековья и т. д. (история).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Численность населения Земли, ее изменения во времени; плотность населения
Объяснение учителя. Численность населения Земли. Как рассчитывают плотность населения.
Практическая работа. Провести анализ карты атласа плотности населения Земли, выделить территории с большими, средними и небольшими показателями плотности. Объяснить причины различий в плотности населения на разных материках. Определить по карте четыре территории с высокой плотностью. Определить географическое положение самых больших по населению городов мира.
2. Политическая карта мира, ее изменение во времени; группировка страны мира
Беседа. Актуализация знаний о политической карте и умений показывать на этой карте страны и их столицы.
Задание. Определите количество стран в средневековой Европе (на основе знаний истории); сравните с современной политической картой Европы.
Практическая работа: Рассмотрите рис. 22 на стр. 28 и покажите страны на карте в порядке их величины.
Задание. Заполните таблицу:
Признаки различия стран |
Примеры стран |
|
Географическое положение: |
Континентальное |
|
Приморское |
|
|
Величина территории: |
Большие страны |
|
Небольшие |
|
|
Очень маленькие |
|
|
Государственное устройство |
Монархии |
|
Республики |
|
|
Состав населения |
Однонациональные |
|
Многонациональные |
|
|
Уровень развития хозяйства |
Развитые |
|
Развивающиеся |
|
Закрепление изученного
Как изменялась численность населения на протяжении истории человечества? Сколько людей живет на Земле в настоящее время?
Как рассчитывают плотность населения? Где она особенно велика? Почему?
Сколько людей живет в пределах каждого материка?
По каким признакам можно сгруппировать страны мира?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку