Урок 7. Конституция России

0
668
литература

Цели: ознакомить учащихся с основными положениями Кон­ституции Российской Федерации; продолжить формирование уме­ний анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» во­просы темы урока; подвести учащихся к пониманию необходимо­сти знания и умения использовать на практике и отстаивать свои права, исполнять свои обязанности.

Оборудование: текст Конституции России, тест.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (конституция, ценности, закон, право, естественные, не­отъемлемые права человека, разделение властей, политический экстремизм, плюрализм), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Гражданское общество и государство»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № И, 12

КАРТОЧКА №11

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Что такое гражданское общество?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Можно ли рассматривать государственную власть как часть об­щества?

– Может ли современное общество прожить без участия государ­ства?

– Каковы сферы жизни общества?

– Приведите примеры отношений между обществом и государ­ством.

– Какие общие интересы имеют граждане любого государства?

– Что такое частные интересы?

– Почему людям свойственно объединяться в общественные орга­низации?

– Как связаны гражданское общество и правовое государство?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 12

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Какую роль в жизни общества играет местное самоуправление?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Чем отличается местное самоуправление от государственного управления?

– Каковы формы осуществления местного самоуправления?

– Как формируются органы местного самоуправления?

– Чего ждут от государства и местного самоуправления жители го­родов и поселков?

– Могут ли органы местного самоуправления заменить органы госу­дарственной власти?

– Почему местное самоуправление – существенный шаг в развитии демократии?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б

– Что из перечисленного относится к функциям государства, а что к ведению органов местного самоуправления?

а) защита границы субъекта федерации от соседнего госу­дарства;

б) ремонт муниципального водопровода;

в) проведение выборов в Государственную Думу;

г) очередной призыв в армию;

д) строительство детских садов;

е) ремонт дороги федерального значения;

ж) капитальный ремонт муниципального жилья;

з) определение размеров местных налогов и сборов.

(Функции местного самоуправления – «б», «д», «ж», «з»; государства – «а», «в», «г», «е».)

ВАРИАНТ В

Тестовое задание

1. Какой из видов власти не входит в принцип разделения вла­стей как признак правового государства?

а) законодательная власть; б) исполнительная власть; в) судебная власть; г) федеральная власть.

2. В состав парламента нашей страны входит:

а) Правительство РФ; б) Совет Федерации;

в) Верховный Суд РФ; г) Совет Безопасности.

3. Что из перечисленного можно отнести к гражданскому об­ществу?

а) Государственная Дума;

б) аппарат Президента России;

в) Вооруженные силы

г) семья.

4. Выберите правильное утверждение: 1. Гражданское обще­ство – это та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти. 2. Гражданское общество – это совокуп­ность внегосударственных общественных отношений и ассоциа­ций (объединений), выражающих разнообразные интересы и по­требности членов общества.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет правильного варианта.

5. Выберите правильное утверждение: 1. Органы местного самоуправления имеют право владеть собственностью, собирать налоги, создавать местные правовые акты. 2. Местное самоуправ­ление имеет право на контроль за судебной властью в пределах муниципалитета.

а) верно только У; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет правильного варианта.

6. Какая из отраслей права регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым по­ложением человека?

а) конституционное право’, б) гражданское право;

в) административное право; г) уголовное право.

ВАРИАНТ Г

Фронтальный опрос класса

Что такое гражданское общество? (Совокупность отно­шений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и авто­номно от государства.)

Как связаны гражданское общество и государство? (Граж­данское общество способно подчинить себе государство и поставить на службу своим интересам государственные органы всех ветвей и всех уровней власти в стране.)

Почему правовое государство невозможно без существо­вания гражданского общества? (Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллектив­ным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера.)

Каковы признаки (принципы) правового государства? (Вер­ховенство закона. Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и сво­бод. Четкое разделение государственной власти на законо­дательную, исполнительную и судебную. Сильная судебная власть.)

Приведите примеры негосударственных организаций в на­шей стране. (Общество книголюбов, Общество охотников и рыболовов, Общество Красного креста и др.)

Назовите примеры сфер общественной жизни. (Политиче­ская, экономическая, социальная, духовная…)

Какие органы местного самоуправления вы знаете? (Город­ская Дума, Местные советы депутатов, уличные и домовые комитеты…)

Почему органы местного самоуправления не являются ор­ганами государственной власти? (Местное самоуправление в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФсамостоятельная и осуществляемая под свою ответ­ственность деятельность населения по решению непо­средственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Государство не может контролировать всю жизнь общества.)

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 11 и 12, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. На пути к конституции.

2. Закон высшей юридической силы.

Задача для учащихся: выяснить, какие ценности стали консти­туционными в нашей стране? В чем главные задачи Конституции России?

1. Рассказ учителя о становлении конституционных идей и принятии первых Конституций в нашей стране (в объеме учебника, с использованием знания учащимися материала истории Отечества XIX в.).

Задание для учащихся: выписать основные этапы становления конституционных идей в нашей стране.

Вариант плана рассказа:

1. Реформаторские идеи М.М. Сперанского.

2. Конституционные проекты декабристов.

3. Деятельность М.Т. Лорис-Меликова.

4. Манифест 17 октября 1905 г.

5. Конституции 1918, 1924, 1936 и 1977 гг.

6. Принятие Конституции Российской Федерации.

Дополнительный материал

Конституция – Основной закон государства

Начало развитию Конституции социалистического типа положила Конституция РСФСР 1918 г. Последующие Конституции в РСФСР принимались в 1925, 1937 и 1978 гг.

Общая черта, характеризующая Конституции РСФСР, – их клас­совый характер.

Основной Закон РСФСР провозглашал и закреплял политические, социально-экономические и личные права граждан, но гарантии и ме­ханизм реализации этих прав отсутствовали.

Новый проект Конституции РФ был разработан весной 1993 г. по инициативе Президента РФ. Всенародное голосование по проекту Конституции РФ состоялось 12 декабря 1993 г., в ходе которого и была принята новая К. РФ, вступившая в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования – 25 декабря 1993 г.

В соответствии с действующей Конституцией Российская Фе­дерация – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, характеризующееся следую­щими основными чертами: высшая ценность – человек, его права и свободы; многонациональный народ РФ – носитель суверенитета и единственный источник власти; социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности подлежат защите и обеспечению равным об­разом; государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; признается и га­рантируется местное самоуправление; признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (но при этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной); составная часть правовой системы РФ – общепри­знанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии, но в них отсутствовали некоторые положения, способствующие понима­нию Конституции в современном значении этого слова.

Первой Конституцией, представляющей единый Основной Закон с внутренней структурой, можно назвать Конституцию США 1787 г. Эта Конституция действует по сей день.

Признаки Конституции РФ:

1) учредительный характер и особый предмет регулирования;

2) особый порядок принятия: народом на референдуме, парламен­том, Конституционным (Учредительным) Собранием или иным органом, специально формируемым для этой цели;

3) особые юридические свойства: устанавливает основные прин­ципы устройства общества и государства, закрепляет призна­ваемые и охраняемые государством права, свободы и обязан­ности человека и гражданина;

4) Конституция – ядро правовой системы;

5) особая правовая охрана;

6) особый порядок принятия, пересмотра и внесения поправок и дополнений.

Структура Конститугтш РФ: преамбула (введение) и два раздела.

В преамбуле содержатся положения, имеющие важное значение для уяснения содержания конституционных норм, их применения.

Раздел первый Конституции РФ включает девять глав, разделен­ных на 137 статей.

Раздел второй Конституции РФ включает девять пунктов содер­жащих положения, определяющие порядок вступления в силу Кон­ституции РФ. [7, с. 262-263]

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом

Учебник 1 (с. 208-210) или учебник 2 (с. 90-96).

Задание для учащихся: какими правами и свободами обладают граждане России? Какие обязанности существуют у граждан нашей страны? Как изменились права, свободы и обязанности граждан по сравнению с Конституцией РСФСР (см. текст Конституции РСФСР)?

3. Проверка записей в тетрадях и беседа по поставленным вопросам

В тетради должны быть записаны следующие отличия:

• В Конституции России 1993 г. нет понятий «социализм» и «социалистическое общество», вместо это появилось по­нятие «социальное государство».

• Нет понятия «интернациональный долг».

IV. Закрепление изученного на уроке

– Почему принятие демократической Конституции в нашей стране затянулось на долгие годы?

– Приведи примеры государственных деятелей страны, сто­ронников принятия Конституции.

– В какие годы в нашей стране принимались Конституции?

– Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

– Какие права человека закреплены в Конституции РФ?

– Какие задачи выделены специалистами как главные для Конституции нашей страны?

– Как изменились права, свободы и обязанности граждан Рос­сийской Федерации по сравнению с Конституцией РСФСР?

– Что означает понятие «прямое действие Конституции»?

V. Подведение итогов урока

– Какие ценности стали конституционными в нашей стране?

– В чем главная задача Конституции России?

Домашнее задание

1. Прочитать § 33 учебника 1 (с. 206-210) или § 11 учебника 2 (с. 90-96).

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

– Как формировались конституционные идеи в России?

– В чем главные задачи Конституции Российской Федерации?

3. Выполнить задание 3 с. 211 учебника 1 или практикум на с. 96 учебника 2.