Цели: ознакомить учащихся с основными положениями Конституции Российской Федерации; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; подвести учащихся к пониманию необходимости знания и умения использовать на практике и отстаивать свои права, исполнять свои обязанности.
Оборудование: текст Конституции России, тест.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (конституция, ценности, закон, право, естественные, неотъемлемые права человека, разделение властей, политический экстремизм, плюрализм), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Гражданское общество и государство»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № И, 12
КАРТОЧКА №11
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Что такое гражданское общество?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Можно ли рассматривать государственную власть как часть общества?
– Может ли современное общество прожить без участия государства?
– Каковы сферы жизни общества?
– Приведите примеры отношений между обществом и государством.
– Какие общие интересы имеют граждане любого государства?
– Что такое частные интересы?
– Почему людям свойственно объединяться в общественные организации?
– Как связаны гражданское общество и правовое государство?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 12
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Какую роль в жизни общества играет местное самоуправление?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Чем отличается местное самоуправление от государственного управления?
– Каковы формы осуществления местного самоуправления?
– Как формируются органы местного самоуправления?
– Чего ждут от государства и местного самоуправления жители городов и поселков?
– Могут ли органы местного самоуправления заменить органы государственной власти?
– Почему местное самоуправление – существенный шаг в развитии демократии?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б
– Что из перечисленного относится к функциям государства, а что к ведению органов местного самоуправления?
а) защита границы субъекта федерации от соседнего государства;
б) ремонт муниципального водопровода;
в) проведение выборов в Государственную Думу;
г) очередной призыв в армию;
д) строительство детских садов;
е) ремонт дороги федерального значения;
ж) капитальный ремонт муниципального жилья;
з) определение размеров местных налогов и сборов.
(Функции местного самоуправления – «б», «д», «ж», «з»; государства – «а», «в», «г», «е».)
ВАРИАНТ В
Тестовое задание
1. Какой из видов власти не входит в принцип разделения властей как признак правового государства?
а) законодательная власть; б) исполнительная власть; в) судебная власть; г) федеральная власть.
2. В состав парламента нашей страны входит:
а) Правительство РФ; б) Совет Федерации;
в) Верховный Суд РФ; г) Совет Безопасности.
3. Что из перечисленного можно отнести к гражданскому обществу?
а) Государственная Дума;
б) аппарат Президента России;
в) Вооруженные силы
г) семья.
4. Выберите правильное утверждение: 1. Гражданское общество – это та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти. 2. Гражданское общество – это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
а) верно только 1; б) верно только 2;
в) верно 1 и 2; г) нет правильного варианта.
5. Выберите правильное утверждение: 1. Органы местного самоуправления имеют право владеть собственностью, собирать налоги, создавать местные правовые акты. 2. Местное самоуправление имеет право на контроль за судебной властью в пределах муниципалитета.
а) верно только У; б) верно только 2;
в) верно 1 и 2; г) нет правильного варианта.
6. Какая из отраслей права регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека?
а) конституционное право’, б) гражданское право;
в) административное право; г) уголовное право.
ВАРИАНТ Г
Фронтальный опрос класса
– Что такое гражданское общество? (Совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.)
– Как связаны гражданское общество и государство? (Гражданское общество способно подчинить себе государство и поставить на службу своим интересам государственные органы всех ветвей и всех уровней власти в стране.)
– Почему правовое государство невозможно без существования гражданского общества? (Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера.)
– Каковы признаки (принципы) правового государства? (Верховенство закона. Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод. Четкое разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Сильная судебная власть.)
– Приведите примеры негосударственных организаций в нашей стране. (Общество книголюбов, Общество охотников и рыболовов, Общество Красного креста и др.)
– Назовите примеры сфер общественной жизни. (Политическая, экономическая, социальная, духовная…)
– Какие органы местного самоуправления вы знаете? (Городская Дума, Местные советы депутатов, уличные и домовые комитеты…)
– Почему органы местного самоуправления не являются органами государственной власти? (Местное самоуправление в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФсамостоятельная и осуществляемая под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Государство не может контролировать всю жизнь общества.)
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 11 и 12, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. На пути к конституции.
2. Закон высшей юридической силы.
Задача для учащихся: выяснить, какие ценности стали конституционными в нашей стране? В чем главные задачи Конституции России?
1. Рассказ учителя о становлении конституционных идей и принятии первых Конституций в нашей стране (в объеме учебника, с использованием знания учащимися материала истории Отечества XIX в.).
Задание для учащихся: выписать основные этапы становления конституционных идей в нашей стране.
Вариант плана рассказа:
1. Реформаторские идеи М.М. Сперанского.
2. Конституционные проекты декабристов.
3. Деятельность М.Т. Лорис-Меликова.
4. Манифест 17 октября 1905 г.
5. Конституции 1918, 1924, 1936 и 1977 гг.
6. Принятие Конституции Российской Федерации.
Дополнительный материал
Конституция – Основной закон государства
Начало развитию Конституции социалистического типа положила Конституция РСФСР 1918 г. Последующие Конституции в РСФСР принимались в 1925, 1937 и 1978 гг.
Общая черта, характеризующая Конституции РСФСР, – их классовый характер.
Основной Закон РСФСР провозглашал и закреплял политические, социально-экономические и личные права граждан, но гарантии и механизм реализации этих прав отсутствовали.
Новый проект Конституции РФ был разработан весной 1993 г. по инициативе Президента РФ. Всенародное голосование по проекту Конституции РФ состоялось 12 декабря 1993 г., в ходе которого и была принята новая К. РФ, вступившая в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования – 25 декабря 1993 г.
В соответствии с действующей Конституцией Российская Федерация – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, характеризующееся следующими основными чертами: высшая ценность – человек, его права и свободы; многонациональный народ РФ – носитель суверенитета и единственный источник власти; социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности подлежат защите и обеспечению равным образом; государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; признается и гарантируется местное самоуправление; признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (но при этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной); составная часть правовой системы РФ – общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Первые акты конституционного типа были приняты в Англии, но в них отсутствовали некоторые положения, способствующие пониманию Конституции в современном значении этого слова.
Первой Конституцией, представляющей единый Основной Закон с внутренней структурой, можно назвать Конституцию США 1787 г. Эта Конституция действует по сей день.
Признаки Конституции РФ:
1) учредительный характер и особый предмет регулирования;
2) особый порядок принятия: народом на референдуме, парламентом, Конституционным (Учредительным) Собранием или иным органом, специально формируемым для этой цели;
3) особые юридические свойства: устанавливает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина;
4) Конституция – ядро правовой системы;
5) особая правовая охрана;
6) особый порядок принятия, пересмотра и внесения поправок и дополнений.
Структура Конститугтш РФ: преамбула (введение) и два раздела.
В преамбуле содержатся положения, имеющие важное значение для уяснения содержания конституционных норм, их применения.
Раздел первый Конституции РФ включает девять глав, разделенных на 137 статей.
Раздел второй Конституции РФ включает девять пунктов содержащих положения, определяющие порядок вступления в силу Конституции РФ. [7, с. 262-263]
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом
Учебник 1 (с. 208-210) или учебник 2 (с. 90-96).
Задание для учащихся: какими правами и свободами обладают граждане России? Какие обязанности существуют у граждан нашей страны? Как изменились права, свободы и обязанности граждан по сравнению с Конституцией РСФСР (см. текст Конституции РСФСР)?
3. Проверка записей в тетрадях и беседа по поставленным вопросам
В тетради должны быть записаны следующие отличия:
• В Конституции России 1993 г. нет понятий «социализм» и «социалистическое общество», вместо это появилось понятие «социальное государство».
• Нет понятия «интернациональный долг».
IV. Закрепление изученного на уроке
– Почему принятие демократической Конституции в нашей стране затянулось на долгие годы?
– Приведи примеры государственных деятелей страны, сторонников принятия Конституции.
– В какие годы в нашей стране принимались Конституции?
– Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
– Какие права человека закреплены в Конституции РФ?
– Какие задачи выделены специалистами как главные для Конституции нашей страны?
– Как изменились права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации по сравнению с Конституцией РСФСР?
– Что означает понятие «прямое действие Конституции»?
V. Подведение итогов урока
– Какие ценности стали конституционными в нашей стране?
– В чем главная задача Конституции России?
Домашнее задание
1. Прочитать § 33 учебника 1 (с. 206-210) или § 11 учебника 2 (с. 90-96).
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
– Как формировались конституционные идеи в России?
– В чем главные задачи Конституции Российской Федерации?
3. Выполнить задание 3 с. 211 учебника 1 или практикум на с. 96 учебника 2.