Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что именно античная культура стала основой для становления и развития культуры Средневековья; показать роль христианской церкви как главной хранительницы античной культуры, а монастырей — как центров образования в Западной Европе Раннего средневековья; подчеркнуть особенности культуры Византии: системы образования, искусства; раскрыть, почему культура Византии была значительно более высокой, чем культура Западной Европы Раннего средневековья; почему император Карл Великий уделял большое внимание развитию и возрождению культуры, находившейся в упадке со времен варварских нашествий; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство уважение к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.
Основные термины и понятия: богословие, архитектура, мозаика, икона, фреска, «Каролингское возрождение».
Персоналии: Исидор Севильский.
Оборудование и раздаточный материал: листки-заготовки с таблицей о культуре Византии, схема «Каролингское возрождение», зрительный ряд: рисунки на с. 27—28 учебника 2002 г. («Император Юстиниан I», «Императрица Феодора» — мозаика в церкви г. Равенны), иллюстрации с обложки и на с. 32 учебника; рисунки для индивидуального задания (сообщение о Константинополе) на с. 26, 28 учебника 2002 г. и на с. 23 учебника; план Константинополя (с. 33).
План урока
1. Античность и церковь.
2. Развитие образования и научных знаний.
3. Культура Византии.
4. «Каролингское возрождение».
Ход урока
1 Вопрос раскрывается в процессе беседы с учащимися.
— Как победители-варвары отнеслись к культурному наследию Западной Римской империи? Почему?
— В чем, по вашему мнению, состояла притягательность античной культуры для людей Средневековья?
— Кто, как вы думаете, стал хранителем античной культуры?
• Учитель несколько дополняет Историческую справку об Исидоре Севильском (учебник, с. 30):
— С 600 г. — архиепископ Севильи (Испания), автор «Этимологий* (своеобразной энциклопедии Раннего средневековья).
2 Учитель излагает вопрос, дав задание учащимся:
— Что способс твовало тому, что в Раннем средневековье Византия была самой культурной страной? Заполните таблицу.
Вопросы |
Условия |
Какие условия в Византии благоприятствовали развитию культуры? Какие знания нужны были для различных ремесел и строительства, для торговли и путешествий в другие страны, для управления государством и сбора налогов? |
1. Сравнительно высокий уровень развития ремесла и торговли. 2. Влияние культуры античности. 3. Сохранение независимости в период вторжения варваров. 4. Сильная императорская власть |
Закрепление изученного материала:
4 Вопрос раскрывается с помощью схемы «Каролингское возрождение». |
I — № 2 (1—2 б.) — рабочая тетрадь, с. 14;
II — № 1 и 2 (5—6 б.) — рабочая тетрадь, с. 16;
III — № 2 (§ 6, с. 33); заполнить таблицу «Древние свитки и церковные книги» (учебник, с. 34);
IV — заполнить таблицу «Система образования в Раннем средневековье» и сделать вывод.
V — составить синквейн по теме «Каролингское возрождение». Выборочная проверка выполненных заданий, выставление отметок.
Вопросы для сравнения |
В Византии |
В Западной Европе |
1. Каким было образование (светским, церковным)? |
||
2. Кому нужно было иметь образование? |
||
3. Какое было отношение к образованности? |
||
4. Где было больше образованных людей? |
||
5. На каком языке велось обучение? |
||
Вывод: |
Домашнее задание: § 6, вопросы 1,4, 5, 6 на с. 33.