Урок 7 Истоки средневековой культуры

0
600
физика

Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что именно ан­тичная культура стала основой для становления и развития культуры Средневековья; показать роль христианской церкви как главной хра­нительницы античной культуры, а монастырей — как центров образо­вания в Западной Европе Раннего средневековья; подчеркнуть осо­бенности культуры Византии: системы образования, искусства; рас­крыть, почему культура Византии была значительно более высокой, чем культура Западной Европы Раннего средневековья; почему импе­ратор Карл Великий уделял большое внимание развитию и возрож­дению культуры, находившейся в упадке со времен варварских наше­ствий; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство уваже­ние к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.

Основные термины и понятия: богословие, архитектура, мозаика, икона, фреска, «Каролингское возрождение».

Персоналии: Исидор Севильский.

Оборудование и раздаточный материал: листки-заготовки с таблицей о культуре Византии, схема «Каролингское возрожде­ние», зрительный ряд: рисунки на с. 27—28 учебника 2002 г. («Им­ператор Юстиниан I», «Императрица Феодора» — мозаика в церк­ви г. Равенны), иллюстрации с обложки и на с. 32 учебника; рисун­ки для индивидуального задания (сообщение о Константинополе) на с. 26, 28 учебника 2002 г. и на с. 23 учебника; план Константино­поля (с. 33).


План урока

1. Античность и церковь.

2. Развитие образования и научных знаний.

3. Культура Византии.

4. «Каролингское возрождение».

Ход урока

1 Вопрос раскрывается в процессе беседы с учащимися.

— Как победители-варвары отнеслись к культурному наследию Западной Римской империи? Почему?

— В чем, по вашему мнению, состояла притягательность античной культу­ры для людей Средневековья?

— Кто, как вы думаете, стал хранителем античной культуры?

• Учитель несколько дополняет Историческую справку об Исидоре Севильском (учебник, с. 30):

— С 600 г. — архиепископ Севильи (Испания), автор «Этимологий* (свое­образной энциклопедии Раннего средневековья).

2 Учитель излагает вопрос, дав задание учащимся:

— Что способс твовало тому, что в Раннем средневековье Византия была са­мой культурной страной? Заполните таблицу.

Вопросы

Условия

Какие условия в Византии благопри­ятствовали развитию культуры? Какие знания нужны были для раз­личных ремесел и строительства, для торговли и путешествий в дру­гие страны, для управления государ­ством и сбора налогов?

1. Сравнительно высокий уровень развития ремесла и торговли.

2. Влияние культуры античности.

3. Сохранение независимости в пери­од вторжения варваров.

4. Сильная императорская власть

Закрепление изученного материала:

4 Вопрос раскрывается с помощью схемы «Каролингское возрожде­ние».

I — № 2 (1—2 б.) — рабочая тетрадь, с. 14;

II — № 1 и 2 (5—6 б.) — рабочая тетрадь, с. 16;

III — № 2 (§ 6, с. 33); заполнить таблицу «Древние свитки и церков­ные книги» (учебник, с. 34);

IV — заполнить таблицу «Система образования в Раннем средневе­ковье» и сделать вывод.

V — составить синквейн по теме «Каролингское возрождение». Выборочная проверка выполненных заданий, выставление отме­ток.

Вопросы для сравнения

В Византии

В Западной Европе

1. Каким было образование (светским, церковным)?

2. Кому нужно было иметь образование?

3. Какое было отношение к образованности?

4. Где было больше образо­ванных людей?

5. На каком языке велось обучение?

Вывод:

Домашнее задание: § 6, вопросы 1,4, 5, 6 на с. 33.