Урок 69
ДРАМА А. Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»
Цели: дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес; помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы; отметить характерные черты главной героини; определить, в чем сходство и различие Ларисы Огудаловой с Катериной Кабановой.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Драма «Бесприданница»
Лучшей психологической драмой Островского, по праву, считается «Бесприданница». «Этой пьесой начинается «новый сорт моих произведений», – пишет драматург, сознавая необычность своей пьесы.
«Бесприданница» была опубликована через 19 лет после «Грозы», то есть в 1879 году. «Бесприданница» – драма буржуазной эпохи. Герои – дельцы новой формации. Но в центре произведения Островского – судьба женщины.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Когда и где происходит действие в «Бесприданнице»?
2. Сопоставьте жизнь города Калинова («Гроза») и города Бряхимова («Бесприданница»). Что изменилось в жизни приволжских городов за два десятилетия и что осталось неизменным?
3. Какие нравственно-психологические проблемы подняты в драме? В чем суть основного конфликта?
4. «Значительные лица» города Бряхимова. Какова их жизненная позиция?
5. Что означает имя Лариса? Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой?
6. Что общего и чем отличаются героини Катерина Кабанова и Лариса Огудалова?
7. Финал драмы. Почему Лариса не нашла в себе сил броситься в Волгу?
8. Как вы понимаете смысл заглавия драмы – «Бесприданница»?
События в драме «Бесприданница» разворачиваются на живописных берегах красавицы Волги, в провинциальном городе Бряхимове. Тишину провинции нарушают гудки пароходов, грохот повозок по булыжной мостовой. Живет в Бряхимове «теперь чистая публика». Купцы совсем не похожи на Дикого и Кабаниху.
Это достаточно образованные и культурные предприниматели, читающие европейские газеты, посещающие промышленные выставки за границей, общающиеся с равными себе.
Но за внешним лоском и образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и расчетливость. Отношения между людьми всецело начинают определять чековые книжки и тугие кошельки.
А. Н. Островский своей героиней делает женщину – «единственную живую душу» в мире «хищных, цепких и умных дельцов».
Лариса Огудалова резко отличается от окружающих своим богатым душевным миром, способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она талантлива, любит музыку и пение. (Имя Лариса в переводе с греческого языка означает – чайка. Женщины с именем Лариса красивы и умны, в центре внимания.)
Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы Огудаловой с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.
Таким образом, основная идея драмы состоит в том, что в обществе, где торжествуют дельцы-хищники, подобные миллионеру Кнурову, не могут жить, «проявить себя» честные и порядочные люди; их достоинство растоптано, гордость уязвлена. «Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в котором оказывался человек, лишенный материальной обеспеченности» (Л. Тропкина) [19. С. 24].
Четверо героев – мужчины (Кнуров, Паратов, Вожеватов, Карандышев) – претендуют на внимание и общество Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются, но Человека в ней не видят. Для бряхимовских богачей она – развлечение, удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова Ларисе Карандышев. Лариса: «Вещь!.. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не человек!» Это слова измученной женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.
Лариса Дмитриевна в последнем монологе произносит: «Никогда, никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать».
Смерть для героини оказывается желаннее. Выстрел Карандышева она принимает с радостью. («Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!»)
III. Обсуждение тем сочинений по творчеству А. Н. Островского (если останется время).
Примерные темы:
1. Быт и нравы русской провинции. (По пьесам А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».)
2. Люди-хищники и их жертвы. (По пьесе «Гроза».)
3. Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?
4. Сила и слабость характера Катерины.
5. Дикой и Кабаниха – исключение в русском купечестве или они типичны?
6. Может ли Варвара в будущем повторить свою мать?
7. Каким Катерина представляла Бориса и каким он оказался?
8. Образ Кулигина и его значение для понимания идейного смысла «Грозы».
9. Смысл заглавия пьесы «Гроза» («Бесприданница»).
10. «Луч света в темном царстве» – что имел в виду Н. Добролюбов, дав такое название своей статье?
Домашнее задание.
1. Сочинение по творчеству А. Н. Островского на одну из тем. (срок исполнения – одна неделя.)
2. Биография И. А. Гончарова (по учебнику).
3. Индивидуальные сообщения:
1) Краткий пересказ романа Гончарова «Обыкновенная история», характеристика главного героя Александра Адуева.
2) Сочинение-миниатюра (3–4 человека) по роману «Обломов». «Каким я представляю себе Обломова?» или «Портрет Обломова», «День Обломова».