Урок 68. Основные этапы развития животного мира.Тема урока: Основные этапы развития животного мира на земле.

0
1182
кабинет

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания о родстве и происхож­дении животных основных типов и классов; показать прогрессивное развитие животного мира.

Оборудование: Таблицы «Тип Хордовые. Схема кровообращения позво­ночных», «Тип Хордовые. Схема строения головного мозга», стенд-схема «Ро­дословное древо животных».

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Выберите правильные утверждения:

Наука о древних вымерших организмах называется палеонтологи­ей.

Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.

Сходство в строении зародышей позвоночных животных указывает на общность их происхождения.

Основоположником современной эволюционной теории считается

Ч. Дарвин.

Все полезные изменения организмов обязательно передаются по наследству.

Выживание и плодовитость животных не зависит от условий внеш­ней среды.

Белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников.

От количества растительноядных животных зависит количество хищников, питающихся ими.

Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.

Между особями одного вида нет конкуренции за пищу и условия су­ществования.

В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде особи.

Закончите фразы:

Животные и растения могут быть по-разному… к определенным ус­ловиям среды.

Приспособленность организмов возникает в результате … и ….

В природе происходит отбор … изменений.

По наследству могут передаваться как…, так и … признаки.

Естественным отбором сохраняются … в данных условиях среды из­менения.

Приспособления к условиям среды всегда ….

Причиной образования новых видов являются различия в … при­знаках и … у особей исходного вида.

Эволюция — это ….

Фронтальная работа.

Почему эволюционная теория считается одной из самых важных научных биологических теорий?

Правильно ли утверждение, что в борьбе за существование выжива­ют только самые сильные организмы?

Как вы думаете, почему в потомстве таких пород, как бульдог, бок­сер, доберман не рождаются бесхвостые щенки? Докажите ответ.

Каков результат естественного отбора в природе?

Приведите примеры, доказывающие относительность приспособ­лений.

В связи с какими изменениями в образе жизни могли возникнуть такие приспособления, как копыта лошадей, их высокий рост?

Чем объясняется сходное расположение глаз и ноздрей у лягушки, крокодила и бегемота?

Опережающее задание для сильных учащихся по теме «Этапы эволюции животного мира».

Самыми древними простейшими считаются:

а) инфузории; б) саркодовые; в) жгутиковые; г) споровики.

Ткани впервые появились у:

а) простейших; в) плоских червей;

б) кишечнополостных; г) кольчатых червей.

Нервная система в виде взаимосвязанных и взаимодействующих кле­ток возникла у:

а) инфузории-туфельки; в) белой планарии;

б) медузы-корнерота; г) майского жука.

Пищеварительный тракт впервые появился у:

а) кишечнополостных; в) плоских червей;

б) членистоногих; г) кольчатых червей.

Кровеносная система впервые возникла у:

а) плоских червей; в) кольчатых червей;

б) круглых червей; г) членистоногих.

Полностью жаберным дыханием среди рыб обладает:

а) африканский чешуйчатник;

б) скат;

в) австралийский рогозуб.

Второй круг кровообращения впервые появился у:

а) двоякодышащих рыб; в) земноводных;

б) пресмыкающихся; г) птиц.

Наиболее развита кора головного мозга у:

а) крокодила; б) волка; в) орла; г) кролика.

Впервые среди позвоночных животных внутреннее оплодотворение появилось у:

а) некоторых рыб; в) пресмыкающихся;

б) земноводных; г) птиц.

Развитие длинного кишечника у некоторых млекопитающих связано, скорее всего с:

а) плотоядностью; в) паразитизмом;

б) растительноядностью; г) всеядностью.

Теория Дарвина утверждает, что все организмы:

а) неизменные и созданы высшими силами;

б) сначала были созданы, а затем эволюционировали естественным путем;

в) возникли и эволюционировали естественным путем.

Непосредственными предками членистоногих скорее всего были древ­ние:

а) кольчатые черви; в) круглые черви;

б) плоские черви; г) жгутиковые.

Многоклеточные животные произошли скорее всего от:

а) одиночных жгутиковых; в) инфузорий;

б) колониальных жгутиковых; г) амеб.

Условием, в большей степени обеспечившим выход позвоночных на сушу, можно считать:

а) кожное дыхание; в) трехкамерное сердце;

б) двухкамерное сердце; г) степень развития мозжечка.

У млекопитающих по сравнению с другими классами позвоночных жи­вотных наиболее совершенен процесс:

а) дыхания; б) питания; в) выделения; г) терморегуляции. Ответы: 1 — в, 2 — в, 3 — б, 4 — в, 5 — в, 6 — б, 7 — в, 8 — б, 9 — а, 10 — б, 11 — в, 12 — а, 13 — б, 14 — в, 15 — г.

Выберите правильные утверждения:

Развитие второго круга кровообращения связано с выходом позвоноч­ных на сушу.

Сквозная пищеварительная система впервые появилась у круглых чер­вей.

Все личинки земноводных дышат легкими и кожей.

Кора головного мозга впервые появилась у млекопитающих.

Четырехкамерное сердце обеспечило полное разделение крови на ве­нозную и артериальную.

Теплокровные животные шире распространены на Земле, чем холод­нокровные.

Внутреннее оплодотворение не дает животным никаких преимуществ в развитии и выживании потомства.

Примитивные формы организмов сохранились благодаря их хорошей приспособленности к разнообразным условиям среды.

В появлении наземных позвоночных заметную роль сыграли кисте­перые рыбы.

Современные птицы и млекопитающие произошли от древних земно­водных.