Урок 68. Биологические ритмы. Сон и сновидения

0
923
карта мира

Цель урока: дать понятие о биоритмах; раскрыть физиологическую природу сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение, несостоятельность предрассудков, связанных с верой в «вещие сны», необходимость правил, предупреждающих нарушения сна

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Работа по карточкам прошлого занятия «Эмоции», «Внимание».

«От страха в пот ударило», «волосы встали дыбом», «мурашки по телу», «серд­це щемит». Какое научное понятие объединяет все эти выражения?

Показать на схеме этапы волевого действия (волевого акта).

Что мы понимаем под волевым усилием? Чем настойчивость отличается от упрямства?

Изучение новой темы

На доске слова И. П. Павлова «Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция … имеет постоянную склонность переходить на свойс­твенный ей ритм».

«Весь растительный и животный мир, а с ним и человек, извечно и непрестанно испытывает на себе ритмические воздействия внешнего физического мира и извеч­но отвечает на биение мирового пульса ритмичности пульсирующими реакциями» П.Я. Соколов.

Как вы понимаете эти высказывания?

Все живое, что существует на нашей планете, как бы несет отпечаток ритмичес­кого рисунка событий, характерного для Земли.

Вращение Земли вокруг своей оси создает смену дня и ночи, приспособление к которой сформировало околосуточный, или циркадный (от лат. circa – «около», dies

«день»), биологический ритм. Это наиболее наглядный пример экологического ритма, к которому также относятся приливные, лунные, сезонные, месячные, го­дичные, 11-летний солнечный ритм.

В сутках 24 часа – истина старая, существующая тысячелетия, но не человек при­думал сутки, а сама природа связала все живое нашей планеты с движением вокруг собственной оси и вокруг Солнца, определив изменения освещения, температуры, влажности, атмосферного давления и др. примерно с периодичностью в 24 часа.

Именно этот циркадный ритм занимает центральное место среди всех ритмичес­ких процессов и имеет наибольшее значение для организма.

Циркадные ритмы обнаружены у всех представителей животного царства и на всех уровнях организации – от клеточного деления до межличностных отношений. В многочисленных экспериментах на животных установлено наличие суточных ритмов двигательной активности, температуры тела и кожи, частоты пульса и дыха­ния, кровяного давления и диуреза. Суточным колебаниям оказались подвержены содержание различных веществ в тканях и органах, например, глюкозы, натрия, и калия в крови, плазме, гормона роста и др.

Этому же ритму подчинены чувствительность организма к разнообразным факто­рам внешней среды и переносимость функциональных нагрузок.

Всего у человека выявлено около 500 функций и процессов, имеющих циркадную ритмику.

Так что же такое биологические ритмы?

Биологические ритмы – это периодически повторяющиеся изменения интен­сивности и характера процессов жизнедеятельности биологических систем.

Анализируя механизм биологических ритмов (часов), ученые пришли к выводу, что у млекопитающих роль центрального внутреннего задатчика ритмов выполни ют такие образования головного мозга, как надперекрестные ядра гипоталамуса п эпифиз. В настоящее время наиболее популярна гипотеза двух задатчиков ритма, согласно которой приоритетное значение для всех остальных биоритмов, которые выступают как бы ведомыми, имеют два ведущих задатчика ритма – регулирующие ритм температуры тела и ритм сна — бодрствования.

Именно о ритме сна – бодрствования пойдет речь в следующей части урока.

Попробуем для начала определить, что такое сон?

Учитель выслушивает мнения учащихся, анализирует, дополняет.

Сон – одно из основных состояний организма, в котором человек поводит до одной трети жизни;

наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состо­яние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения

Какое значение в жизни человека имеет сон?

По данным одной гипотезы, во время сна происходят восстановительные (ана­болические) обменные процессы в различных тканях организма. Они направлены на компенсацию истощающего ткани катаболизма (окисления, распада веществ), который усилен в период бодрствования.

В пользу этой гипотезы свидетельствует целый ряд научных фактов. Попро­буйте назвать факт из жизни, который может это подтвердить?

Другая гипотеза сделала попытку раскрыть суть функций сна в процессах запо­минания. Согласно этой гипотезе, во время сена происходит определенное упоря­дочивание поступившей за период бодрствования информации, ее реорганизация в зависимости от степени ее значимости. В результате устраняется информационная перегрузка, которая воспринимается человеком субъективно как чувство умствен­ного переутомления. В оперативной памяти остается только то, что требуется за­помнить для успешной последующей деятельности, в том числе и заученная нака­нуне информация.

Из школьного опыта нам известно, что заученное непосредственно перед сном легко вспоминается днем.

Эти две гипотезы связаны с функциями дельта-сна. Что это за сон?

Установлено, что сон не является однородным состоянием мозга и организма, а

состоит, по крайней мере, из двух качественно различных компонентов – «медлен­ного» и «быстрого сна».

(По ходу рассказа учителя учащимся рекомендуется записать в два столбика ха­рактеристики «медленного» и «быстрого» снов.)

«Медленный» характеризуется качественным изменением электрической актив­ности мозга и снижением интенсивности некоторых процессов в организме: снижа­ется мышечный тонус, становятся регулярными и урежаются дыхание и пульс, от­сутствуют движения глаз. При пробуждении после медленного» сна человек обычно отмечает, что у него не было сновидений.

«Медленный» сон подразделяется на несколько стадий, отличающихся глубиной сна.

– стадия – это стадия засыпания, или дремоты;

— поверхностный сон;

и 4 стадии объединяют под названием дельта-сон. Это наиболее глубокая ста­дия сна: чтобы прервать ее, разбудить человека на этой стадии сна, нужны самые сильные звуковые сигналы (раздражители).

л «Быстрый» сон характеризуется довольно активной деятельностью мозга: на >лектроэнцефалограмме (ЭЭГ) появляются быстрые низкоамплитудные ритмы, не­отличимые от ритмов активного бодрствования.

Во время «быстрого» сна усиливается мозговой кровоток. Тонус мышц падает до нуля. Эти физиологические изменения характерны для этого вида сна на веем его протяжении. Кроме них, выделяют проявления, возникающие эпизодически, на |м шых отрезках «быстрого» сна/Прежде всего, сюда относятся быстрые движения | мазных яблок при закрытых веках, а также мышечные подергивания в отдельных | руппах мышц, изменения частоты сердечного ритма и дыхания, эпизодические подъемы и падения кровяного давления и др.

При пробуждении после «быстрого» сна здоровые люди, как правило, отмечают, что у них были сновидения (обычно яркие, преимущественно зрительные образцы, фантастические и эмоционально насыщенные).

Структура ночного сна в целом определяется соотношением чередующихся «мед­ленного» и «быстрого» сна.

Весь ночной сон состоит из 4-5 циклов.

Учащиеся анализируют вместе с учителем рисунок «Периоды сна человека в тече­ние ночи», выделяют фазы «медленного» и «быстрого» сна, определяют время само­го глубокого и поверхностного сна, связывая это с жизнью.

Оказывается, своей глубиной сон человека значительно отличается от сна живот­ных. Глубокие стадии медленного сна — чисто человеческое приобретение, «арте­факт цивилизации».

Как вы думаете, с чем это связано?

Сновидения поражают и волнуют людей. Когда мы говорим о сновидениях, мы, прежде всего, имеем в виду присутствие в них необычных и фантастических картин. Мы можем встретить в сновидениях людей, которые давно умерли. Мы попадаем в дальние страны. Мы разговариваем с животными и становимся обладателями раз­ных чудесных способностей, совершенно невозможных в нормальном бодрствова­нии.

Феномен сновидений, пожалуй, наиболее загадочная область человеческой пси­хики. В чем загадка сновидений?

Цель урока: сформировать представление об уникальности каждой личности, условиях ее становления, дать понятие о психологических особенностях челове­ка: темпераменте и характере; обозначить разницу между понятиями «интерес», «склонность», «способность», проследить за формированием способностей Оборудование: таблицы «Соотношение типов нервной системы и темперамен­та», «Два основных измерения личности»; схемы «Общая структура способностей»; «Границы наших задатков»

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Физиологическая природа сна

Значение сна, его гигиена.

Изучение нового материала

Душевный мир человека богат и разнообразен. Его психическое состояние за­висит от многих причин. К ним относятся биологическая основа психики, его фи­зическая организация с унаследованным фондом индивидуальных особенностей, условия в которых он родился и воспитывался. Огромное значение имеет обще­ственная среда, к которой он принадлежит, ее уклад, характер труда, уровень куль­туры, мировоззрение, мораль. Один из главных существенных признаков, которые характеризуют личность, – ее интересы, ее идейная направленность. Человек – су­щество активное. Используя материал учебника, учащиеся актуализируют понятие «личность».

(Уч. Б.: § 67, с. 211-212; Уч. К.: – § 63, с. 323-324).

й> Личность – это уровень развития, достигаемый отнюдь не каждым индивидом. Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

Психологи в качестве ведущего компонента структуры личности, выделяют на­правленность. Направленность является сложным личностным образованием, оп­ределяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Учитель обращается к схеме (на доске).

Структура личности (по К. К. Ковалеву)

Направленность

Определяет отношение человека к действитель­ности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, установок. Доминирующая направленность опре­деляет всю психическую деятельность личности

Возможности

Включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление де­ятельности. Различные способности взаимо­связаны и взаимодействуют друг с другом

Характер

Определяет стиль поведения личности в социаль­ной среде.

В нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяют моральные и волевые качества

Система упражнений

Обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий, поступков жизни и деятельности

Характер и темперамент. В характере личность раскрывается со стороны ее со­держания, в темпераменте – со стороны своих динамических проявлений

Организуется работа с текстом учебника по изучению тем «Характер» и «Темпера­мент»; на столах таблицы и схемы, как дополнительный вспомогательный материал. Таблица. Соотношение типов нервной системы и темперамента

Тйпы нервной системы

Сильные

Слабые

Безудержный

Живой

Инертный

Особенности нервных про­цессов

Сила

Уравновешен­

ность

Подвижность

Сильный

Неуравнове­

шенный

Подвижный

Сильный

Уравновешен­

ный

Подвижный

Сильный

Уравновешен­

ный

Инертный

Слабый Неуравнове­шенный Подвижный или инертный

Темперамент

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

& Сила – способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, ха­рактеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток.

аь Уравновешенность — свойство, характеризующее соотношение процессов воз­буждения и торможения.

Подвижность — показатель быстроты смены процессов возбуждения и тормо­жения.

А Интровертированность — характериологическая особенность людей, проявля­ющаяся в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склон­ности к углубленному самоанализу.

£» Экстравертированность – характерологическая особенность людей, проявля­ющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.

IV. Закрепление изученного материала

Какая зависимость между характером и темпераментом?

В чем общность и различие между ними? Докажите, что свойства характера определяется не биологическими, а общественными закономерностями?

Какие индивидуально-своеобразные психологические свойства человека можно назвать чертами характера?

В деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.;

Темперамент может качественно меняться под влиянием характера, темперамент по-своему окрашивает черты характера, придает им своеобразные формы; характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбуди­мость содержательной стороне Личности, ее направленности и воле.

По отношению к другим: тактичность, вежливость, чуткость и др.;

По отношению к самому себе: самокритичность, скромность и гордость и др.;

По отношению к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и др.

Способность – совокупность таких свойств, которые необходимы для успешно­го выполнения одного или нескольких видов деятельности. «Способности» – поня­тие динамическое, их формирование происходит в процессе определенным образом организованной деятельности.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь