Урок №68 (4 класс)
Задачи. Дальнейшее знакомство с основными навыками туриста. Подвести итоги учебного года. Дать задание на лето.
Подготовительная часть (10 мин.). Построение. Сообщение задач урока.
Ходьба с сохранением заданной дистанции. Медленный бег — 1 мин. Ходьба. Перестроение из колонны по одному в колонну по три. ОРУ с короткой скакалкой (можно использовать туристические веревки).
Основная часть (25 мин.). Повторить вязку основных узлов, используемых в туристических походах (см. урок 67).
Класс делится на 3-4 команды. Туристическая эстафета. Эстафета по преодолению контрольных пунктов туристического маршрута. Участники команды на первом пункте должны установить палатку; на втором — сложить костровище; на третьем — преодолеть болото; разобрать и сложить палатку в чехол. Команда, преодолевшая туристический маршрут быстрее, и при этом без нарушений, выигрывает.
Игра «Шаго-мер». Перед каждой командой учитель ставит кегли на некотором расстоянии от направляющего игрока. Направляющий должен сказать, сколько шагов до кегли. А затем каждый направляющий выполняет шаги — «мерки» — до кегли. Кто оказался прав, тот приносит команде очко. Затем кегли переставляют дальше или ближе, и игру продолжают следующие участники.
Ознакомить с заповедями туриста. Необходимо запомнить основные заповеди туриста (заповедь — это закон для туриста): 1. Не рвать растений с корнем. 2. Не собирать цветы охапками. 3. Не брать в рот незнакомые ягоды. 4. Придя к месту расположения лагеря, необходимо сначала установить палатки и собрать дрова. 5. Не надо ставить палатки в оврагах, в низинах, в руслах пересохших ручьев, ибо в случае дождя палатки зальет.
6. Турист никогда ничего не делает в одиночку. Не допускайте отставания от группы и самовольной отлучки.
7. Во время грозы в поле не надо бежать, а лучше найти укрытие в сухой яме, канаве, лечь, предварительно отнеся все металлические предметы на несколько метров в сторону. В лесу не следует прятаться под высокие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие деревья.
Заключительная часть (5 мин.). Построение. Подведение итогов учебного года. Задание на лето. Напомнить о необходимости соблюдать режим дня. Дать задания: выполнять ежедневно утреннюю гимнастику; учиться плавать тем, кто не умеет; выполнять упражнения, способствующие развитию физических качеств.