Урок 67 ДЖЕК ЛОНДОН. «СКАЗАНИЕ О КИШЕ»

0
629
география

Цели: ознакомить учащихся с непревзойденным мастером «северных рассказов», представителем американской литературы Дж. Лондоном; через произведение познакомить с традициями эскимосов – северного народа.

Эпиграф:

В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин.

Дж. Лондон

Ход урока

I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя (или работа над статьей в учебнике).

Сложилось так, что окончить школу Джеку Лондону не пришлось. Нужно было много работать. Неродной отец (отчим) был добрым человеком, но содержать семью в сытости не мог. В 16 лет Джек впервые ушел в плавание. Он узнал суровые стороны жизни и позже всегда боролся за права людей против нищеты и несправедливости. Громадным удовольствием в тяжелые годы для Джека было посещение библиотеки.

Причудливо, до жестокости парадоксально складывалась его литературная судьба. Колесо фортуны для Дж. Лондона повернулось слишком поздно: признание мастерства пришло к человеку, охваченному апатией, испытывающему отвращение к бумаге и пишущей машинке.

И. Стоун писал о Лондоне: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр – воистину друг из друзей, король славных малых… Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобливое сердце… Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос – они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. …Не комнатный житель, а человек вольных просторов – словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды». Джек Лондон прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг – итог его литературной деятельности*.

II. Пересказ «Сказания о Кише» по цитатному плану (подготовленному и записанному заранее на доске ответственным учащимся).

План

1) Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш.

2) Киш был единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоем с матерью.

3) У моей матери нет никого, кроме меня, и поэтому говорю я.

4) …деление моей добычи будет справедливо.

5) …на следующий день рано утром Киш появился в поселке… с гордо поднятой головой.

6) Так было положено начало тайны Киша… Тайна оставалась неразгаданной.

7) В поселке начали поговаривать о колдовстве. И как-то раз Уч-Глук бросил Кишу обвинение в колдовстве.

8) Киш отправился на охоту, а Бим и Боун отправились за ним по пятам.

9) Я рассказываю только то, что видели мои глаза.

10) Это смекалка, а не колдовство.

11) Он стал вождем своего племени.

III. Анализ произведения по вопросам:

1. Где и когда жил Киш?

2. Назовите возраст героя. Найдите в тексте строчки, подтверждающие ответ.

3. Что требовал Киш в своем выступлении на совете? Почему выступление сочли за дерзость? Что понял герой из разговора на совете, после того как поглядел в глаза своих соплеменников?

4. Плохи ли люди стойбища?

5. Расскажите о тайне Киша. Почему ему одному удавалось добыть большого зверя? Почему охотился только на медведя?

6. Назовите черты характера героя, которые понравились вам.

7. Что больше всего отмечали люди в Кише?

IV. Заключительное слово о творчестве писателя.

Писательский стиль Джека Лондона самобытен. Он смог выработать подвластную только ему манеру писать так, будто герои сами рассказывают о себе, минуя автора. В северных рассказах писатель отвергал отсутствие воли, бессердечность. Его герои – стойкие люди, они смело вступали в поединки с природой, были лишены многого и делились малым, не испытывали чувства зависти друг к другу.

Читая произведения Джека Лондона, учишься уважать старших, любить природу. «Сказание о Кише» учит противостоять несправедливости и доказывать свою правоту.

Домашнее задание: внеклассное чтение: Дж. Лондон. «Любовь к жизни», «Мексиканец».