Географические исследования прошли длительный и сложный путь развития – от наблюдений до открытия закономерностей, и, наконец, формулировки теории географических систем.
Дата……
День……
Цели урока: познакомить учащихся с возрастающей ролью географической науки в оптимизации процесса взаимодействия общества и природы, раскрыть смысл понятия “ноосфера”, сформировать представления о методах географической науки и об усилении роли экологической составляющей географии.
Средства обучения: карты мира (физическая, природных ресурсов, экологических проблем, глобальных проблем человечества); учебные картины и таблицы по теме урока, экранные пособия, учебные видеофильмы о методах географии.
Основные представления и понятия: природопользование, нерациональное и рациональное природопользование, ноосфера, устойчивое развитие природной среды, методы географической науки.
Межпредметные связи: методы наук о Земле (физика, химия, биология).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Особый этап развития географической оболочки (ГО)
Объяснение учителя. Развитие ГО в наши дни тесно связано с деятельностью человечества. Существенные признаки понятия “ноосфера”, предложенного В. И. Вернадским. География – наука об экологии общества.
Беседа. Актуализация опорных знаний учащихся: привести примеры взаимоотношений общества и природы на материках и отдельных странах.
2. Одна из задач географии – изучение закономерностей взаимодействия природы и общества
Рассказ учителя. Разнообразие методов географической науки, посредством которых исследуется окружающую среду.
Задание. Какие наблюдения ведут географы? Какие из них могут вести школьники?
Беседа. Какова роль полевых исследований при изучении окружающей среды? Какие описания создают географы и где их фиксируют? Как учащиеся используют эти методы в процессе изучения географии?
Практическая работа. Определить, какие карты атласа и учебника были необходимы вам в процессе изучения материков, океанов, народов и стран, как и с какой целью они применялись в учебном познании?
Беседа. Актуализация опорных знаний учащихся: вспомните и назовите как можно больше примеров использования на уроках приемов сравнения (компонентов природы, природных комплексов, природных зон, материков, океанов, стран).
Задание. Определите, при изучении каких объектов и явлений на уроках географии были использованы статистические методы? Приведите примеры.
Рассказ учителя. Применение в географических исследованиях исторического подхода и новых методов получения информации о природе Земли, о населении, хозяйственной деятельности.
Закрепление изученного
Как изменялись задачи географии на разных этапах развития человечества?
Каковы причины возрастающей роли географической науки в наши дни?
Какие из методов географической науки чаще всего применялись на уроках географии, во время практических работ на местности и на учебных экскурсиях?
Проведите группировку методов географии, выделите среди них самые современные.
Подведите итоги изучения раздела “Природа Земли и человек”, дайте ответ на вопросы учебника (§ 62, стр.277).
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку