Урок 66. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Познавательные процессы

0
863
биология

Цель урока: обобщить знания учащихся о рефлекторной теории поведения, оп­ределить особенности высшей нервной деятельности человека; показать значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в форми­ровании основных познавательных процессов.

Оборудование: таблицы «Познавательные психические процессы», «Память. Про­дуктивность памяти», «Речь. Виды речи. Функции речи», «Мышление»

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний Карточки для работы в парах и тихого опроса.

Вопросы и задания по теме: «Высшая нервная деятельность»

Что такое высшая нервная деятельность и какие ее особенности характерны для человека?

Выберите правильный ответ. Что такое высшая нервная деятельность?

Возникновение нервных импульсов в рецепторах.

Б) Способность проводить нервные импульсы от чувствительных нейронов к вставочным.

Способность проводить нервные импульсы от рецепторов к центральной нервной системе.

Г) Передача нервных импульсов по белому веществу спинного мозга в го­ловной мозг.

Д) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечи­вающая наиболее совершенное приспособление организма к’среде оби­тания.

Объясните следующие факты: ребенку впервые показали лимон, он потянул­ся к этому желтому предмету ручками, но пищевой слюноотделительной ре­акции у него не наблюдалось. У взрослых людей даже упоминание о лимоне может вызвать обильное слюноотделение.

Служебная собака успешно прошла курс подготовки. Можно ли использовать приобретенный его опыт на занятиях с ее щенками.

Благодаря каким врожденным нервным механизмом животное (или человек) может отличить доброкачественную пищу от испорченной?

Назовите явления, описанные в этом отрывке.

«Однажды я был у любителя певчих птиц. В закрытых ящиках у него жили десятки канареек, и всех звали Дуньками. И та Дунька, и эта – Дунька. Я удивился, отчего же так? Хозяин объяснил: когда он занимался с одной канарейкой, он приговари­вает: «Дунька, Дунька! Хорошая Дунька!» – а другие канарейки слышат это и зави­дуют. И оттого хуже поют. А если все канарейки – Дуньки, то они думают, что это с ними занимается хозяин, что и они – хорошие… И они хорошо поют».

Дайте объяснение факту:

«Врачи, готовя людей к первым космическим полетам, проверяли, что будет при длительном сенсорном голодании. Человеку в сурдокамере из раздражителей не ос­тавляли ничего, кроме рассеянного света и монотонного жужжания. Тогда вся его умственная деятельность приходила в упадок, мозг поднимал бунт. Человек пытался восполнить отсутствие внешних образов плодами воображения, но они становились неуправляемыми и превращались в галлюцинации».

Какие вопросы и задания вызвали затруднения?

Изучение новой темы

До сих пор мы говорили, что в основе обучения человека и животных лежит выработка и накопление большего или меньшего количества условных рефлексов. Однако всем известно, что человек своим поведением сильно отличается от живот­ных.

-В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?

Что такое человеческая мысль?

Что значит думать, мыслить? Это один из тех вопросов, которые рано или поз­дно задает себе каждый. И в поисках ответа, преодолев массу заблуждений, люди убедились, что мысль – результат деятельности мозга. Эта деятельность возникает на основе сигналов, поступающих из наших органов чувств. При­ходящие в мозг сигналы (нервные импульсы) несут информацию о состоянии окружающей среды. Мозг же перерабатывает и хранит эту информацию. Без притока ее никакая деятельность мозга и само существование сознания не­возможны.

Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отра­жения объективной действительности.

В знаменитой книге «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов представил нашу психологическую деятельность, все богатство нашего внутреннего духовного мира как рефлекторную деятельность (от лат. «realexio» – «отражение»).

Мышление – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающий связи и отношения между поз­навательными процессами.

Сигналами для выработки условных рефлексов и для вызова соответствующей реакции у животных и человека могут быть любые изменения окружающей сре­ды. Все чувственные впечатления от непосредственно воспринятых предметов, явлений и событий внешнего мира составляют перовую сигнальную систему. Она дает возможность использовать в поведении любой факт, встретившийся в окру­жающей обстановке, связанный с каким-либо важным для организма событием. Зрительные образы предметов, различные шорохи, звуки, трески, запахи, при­косновения, впечатления о совершенных действиях – все это относится к первой сигнальной системе, все, кроме речи и слов, которыми пользуется только человек. Речь составляет вторую сигнальную систему. У здорового человека первая и вторая сигнальные системы функционируют в тесном контакте. Таким образом, главное различие высшей нервной деятельности человека и животных заключается в их сигнальных системах.

Какие особенности ВИД человека связаны с наличием у него второй сигналь­ной системы?

Работа с дополнительным материалом.

Вторая сигнальная система позволила человеку выработать отвлеченное мышле­ние, которого нет у животных.

Человек поднялся над миром животных благодаря труду и речи, развившим его мозг, мышление, сознание. Мышление – не прирожденная функция мозга. Врож­денной является лишь возможность развития мышления. Эта возможность перехо­дит в действительность только в условиях жизни в человеческом обществе. Следо-

вательно, мысль – это продукт мозга, но одновременно это и продукт общественной жизни человека.

Материальной основой мышления является речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свергнутых речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном со­стоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегист­рировать. Мысли «про себя» называются внутренней речью, она не тождественна звуковой, но это и не «речь минус звук». Если наши мысли не предназначены для передачи другому человеку, мы в своей внутренней речи пропускаем то, что для нас, само собой разумеется. Это своего рода «черновик» высказывания.

Передача мыслей одного человека другому или другим называется внешней ре­чью. Внешняя речь, как и внутренняя, присуща только человеку.

На следующем этапе урока организуется работа с блоком схем «Мышление» (же­лательно, чтобы лист со схемами был на каждом столе).

Схема решения мыслительных задач. Форма мышления

Отражающая существенные Отражающая связи между При которой на основе нс-

свойства, связи и отношения предметами и явлениями; скольких суждений делается

предметов и явлений, выражен- утверждение или отрицание определенный вывод

ная словом или группой слов чего-либо

Конечно, человек не всегда выделяет этапы мышления детально. Иногда решение приходит как бы само собой, внезапно. Такое мышление называют интуитивным. Человек не может объяснить, почему он так делает, но уверен, что делать надо имен­но так.

Задание. Наряду с общими для человека и животных типами И.П. Павлов выде­лил специально человеческие типы высшей нервной деятельности: художествен­ный, мыслительный, средний.

– Какие критерии были приняты за основу такого подразделения?

Основа – соотношение первой и второй сигнальной систем.

Художественный тип – преобладание первой сигнал

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь