Цели: углубить представление о глобальных проблемах человечества, показать возможность оптимистического развития человечества при соблюдении определенных условий.
Тип урока: урок-семинар в виде ролевой игры.
Ход урока
I. Подготовительный этап
Учащиеся заранее знакомятся с различными взглядами и точками зрения на глобальные проблемы человечества. При подготовке желательно привлечь разнообразные дополнительные материалы. Можно подготовить наглядность: карты, схемы, графики, статистический материал, рисунки, фотографии и т. д.
II. Проведение игры
Учащиеся класса разбиваются на 2 группы. Задача одной группы – отстаивать точку зрения сторонников пессимистического прогноза развития человечества, задача другой – доказывать точку зрения сторонников оптимистического развития. Остальные учащиеся являются журналистами. Они следят за ходом дискуссии и задают вопросы участникам. Журналисты могут придерживаться любой из точек зрения (в том числе и отличной от позиций участников дискуссии).
Перед началом дискуссии все зрители-журналисты голосуют за одну из точек зрения. Для этого они получают по два шарика — черный и белый (вместо шариков можно взять крупные бусины или пуговицы). В процессе голосования они бросают шарики в непрозрачную емкость. Шарики остаются там до момента подведения итогов игры. Черный шарик означает, что человек поддерживает пессимистическую точку зрения, а белый — что оптимистическую. Голосовать могут и участники дискуссии. В этом случае они выражают свое личное отношение к вопросу, а не «ролевое».
В начале слово дается представителям каждой из групп. Они в течение 2-3 минут озвучивают свою игровую позицию по данному вопросу.
На втором этапе участники команд могут задавать вопросы друг другу. За ходом дискуссии и соблюдением регламента следит учитель.
На третьем этапе вопросы представителям обеих команд задают журналисты.
В конце дискуссии слово опять дается представителям команд. Они подводят итог сказанному. В процессе дискуссии участники могут прибегать к любым заранее подготовленным данным (картам, схемам, графикам, статистическим материалам и т. д.).
После дискуссии все участники игры опять получают по два шарика разного цвета и снова голосуют. Далее учитель или помощник подсчитывает количество черных и белых шариков в начале и в конце игры. По результатам сразу будет видно, как изменилось общественное мнение.
Возможные вопросы для дискуссий:
1. Томас Мальтус — сторонник пессимистических прогнозов или оптимистических? Свой ответ аргументируйте.
2. Какой смысл развитым странам помогать развивающимся в решении их проблем?
3. Сохранятся ли глобальные проблемы человечества в XXI веке?
4. Как вы понимаете принцип: «Мысли глобально, действуй локально»?
5. Почему все проекты связанные с изменением ландшафтов должны происходить под девизом: «Не навреди!»?
6. Возможно ли претворение в жизнь стратегии устойчивого развития в современном мире?
7. Можете ли вы принять участие в проекте устойчивого развития?
8. Как вы относитесь к словам: «Скоро последний человек использует последние капли нефти для того, чтобы сварить последнюю щепотку травы и поджарить последнюю крысу».
III. Подведение итогов
IV. Домашнее задание
Создайте свой проект устойчивого развития своей семьи, школы и т. д.