Урок № 65: Население и страны земного шара

0
644
информатика

Цель урока: 1) Сформировать знания о путях расселения людей на Земле, образовании этносов, наций, религий; 2) Развивать умение работать с картой и учебником; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Политическая карта мира. 2. Видеоматериал

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Природные ресурсы (5 основных видов – минеральные, климатические, водные, земельные, биологические; 70% запасов пресной воды – на орошение; горожанин расходует 150 литров воды; дефицит пресной воды во многих странах; проект доставки ледников из Антарктиды; почва истощается, эрозия; климатические условия при благоприятных можно получать по несколько урожаев в год; растения и животные – главное богатство Земли; леса занимают 30% суши,1/3 – посевы, сады и огороды, луга и пастбища; культурные растения – более 3 тыс. видов; исчезновение животных, заповедники)

2. Влияние природных условий на хозяйственную деятельность человека (природная среда, географическое положение, природные богатства, рельеф и климатические условия влияют на здоровье, определяют хозяйственную деятельность; благоприятные и неблагоприятные районы, классификацией которых занимается медицинская география; инфекционные заболевания связаны со средой; нехватка витаминов в Арктике; высокогорный климат, простудные заболевания; природные катастрофы – вулканы, землетрясения, цунами, наводнения, лавины, ураганы, смерчи, засухи, суховеи – необходимы прогнозы)

3. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу (первобытный человек занимался собирательством, охотой и рыбалкой, мало влиял на природу; сейчас в густонаселенных районах естественные животные и растения почти полностью исчезли)

4. Современное экологическое состояние земного шара (нежелательные экологические последствия от деятельности человека; термин экология ввел Геккель в 1866 г., вначале была отраслью биологии, а во второй половине XX в. она стала самостоятельной комплексной наукой; состояние природной среды характеризуется термином «экологическое состояние»; взаимосвязь в ПК; загрязнения природы и последствия этого; нарушение экологического равновесия, защита природы на национальном и международном уровнях; международные соглашения о защите атмосферы и Мирового океана; движения «Невада – Семей» и «Гринпис»; с 1968 года издается Международная КК)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Дерево, из плодов которого получают волокно, а из семян – растительное масло (Сейба)

2.При изображении поверхности Земли на карте возникают искажения углов, длин линий, геометрических форм и (площадей географических объектов)

3. На стыке Африканской и Евразийской литосферных плит расположены (Капские горы)

4. Масштаб 1: 10000, в именованном масштабе составляет (в 1 см 100м)

5. Индейцы – коренное население (Америки)

6. Самая большая по площади и самая многоводная река в мире (Амазонка)

7. На дне глубоководных впадин температура воды около (0ºС)

8. Прямого выхода к морю не имеют (Афганистан, Монголия, Непал)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: В каких местах больше всего предпочитают расселяться люди? Почему они иногда поселяются в неблагоприятных климатических условиях, как у нас?

V.Объяснение новой темы.

1. Расселение людей (самые первые поселения на территории Африки, Южной Европы и Юго-западной Азии; сейчас везде, кроме Антарктиды; 17 тыс. лет назад было 3 млн. чел., сейчас – более 6 млрд.; больше всего селятся в местах с благоприятным климатом, на морских побережьях, в долинах рек, на равнинах; 4 наиболее густонаселенных района – Южная и Восточная Азия, Западная Европа, восточная часть Северной Америки; миграции – территориальные перемещения, связанные со сменой места проживания; есть факты насильственного переселения – негров из Африки, индейцев – в резервации и т. п.)

2. Основные этносы и религии (расы – совокупность многих народов; этнос – сформировавшаяся за длительный исторический период общность людей, которая имеет общий язык, культуру, территорию («народ»), отдельные этносы в связи с внутренними различиями классифицируются на нации, народности, племена; в настоящее время около 4 тыс. этносов; по составу страны делятся на однонациональные (Япония, Польша, Греция, Португалия и др.) и многонациональные – Казахстан, Индия, Россия, Канада, Южная Африка; религиозный состав мира сложный; три мировые религии – буддизм, христианство, ислам; этнические религии – синтоизм (Япония), индуизм (Индия), иудаизм (Израиль) и др.)

3. Страны (более 200 стран; виды группировки стран – по площади территории, по численности населения, площадь 7-ми стран превышает 3 млн. км² – больше половины суши; Австралия занимает весь материк, Канада – половину; микрогосударства – Ватикан – 1 км² в Риме; около 10 стран имеют наибольшую численность населения – свыше 100 млн. человек – более половины населения земли; маленькие государства – в Сан-Марино 25 тыс. человек; группировка по особенностям географического положения – внутриматериковые, приморские, полуостровные, архипелаговые, более 40 стран не имеют выхода к морю; группировка по уровню развития экономики – более 60 стран с развитой экономикой, из них 7 – высокоразвитые («Большая Семерка»); развивающиеся страны группируются следующим образом – новые индустриальные, страны-экспортеры нефти, страны, отстающие по развитию и экстенсивные страны; группировка по типу государственного устройства – республики и монархии; по проводимой политике – капиталистические, социалистические, нейтральные)

VI.Усвоение новой темы.

Работа с картой и учебником

VII.Домашнее задание. § 62

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Политическая карта мира является отражением своей эпохи. Она постоянно изменяется и совершенствуется. Наиболее значительные изменения на политической карте произошли в XX веке.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяУрок № 62 (3 класс)
Следующая статьяУрок № 66