Цели: выявить основные аспекты глобальных проблем человечества; уяснить специфику проблем.
Оборудование: видеофрагменты, карта мира.
Тип урока: урок-конференция.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Беседа с учащимися:
1. Какие проблемы человечества вы знаете?
В процессе беседы самими учащиеся вычерчивают схему на доске, а затем сравнивают свою схему со схемой в учебнике.
2. Почему возникают проблемы планетарного масштаба? (Есть противоречия между обществом и средой, человеком и обществом.)
II. Изучение нового материала
Комментарии для учителя. Ознакомление с основными аспектами проблем человечества можно провести несколькими способами:
1. В виде урока-конференции. Учащиеся докладчики знакомят класс с особенностями проблем на основе приготовленного заранее материала.
2. Класс делится на группы, каждая группа получает задание ознакомится с материалом учебника, изучить особенности проблемы. А затем выступает с наработанным за урок материалом перед классом.
План доклада в обоих вариантах должен примерно соответствовать следующему:
1. Сущность проблемы.
2. Причины возникновения проблемы.
3. Пути решения проблемы.
III. Закрепление изученного материала
1. Почему именно во 2-й половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем человечества?
2. Какие проблемы связаны с противоречиями внутри общества?
3. Какие проблемы связаны с противоречиями между обществом и средой?
4. На какой стадии царила гармония между обществом и природой?
5. Почему проблемы со временем все более усугубляются, а не решаются?
IV. Домашнее задание
Самостоятельно ознакомиться с текстом учебника на с. 351-364, приготовиться к дискуссии.