Урок 64 владимир владимирович маяковский (1893–1930). стихотворение «необычайное приключение…»
Цели: познакомить с особенностями творчества поэта, с темами его произведений, подчеркнуть понимание им своего назначения, его человеколюбие.
Методические приемы: работа с учебником, выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выставка иллюстраций учащихся к рассказу (рассматривание, комментарии художников, отзывы учащихся.)
2. Выборочный пересказ «История Кусаки».
3. Диалог «Разговор с другом…».
4. Отзыв о рассказе (2–3 ученика).
III. Сообщение темы и целей урока.
1. Слово учителя о писателе с демонстрацией портрета и фотокомпозиции (домашний кабинет, семья Маяковского).
«Маяковский прошел короткий по времени, но огромный по насыщенности исторических событий путь». (Катанян.)
Сформировавшись как поэт в среде футуристов, но будучи ярче, талантливее друзей, Маяковский проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.
2. Чтение биографии поэта (с. 100–102 в учебнике).
– Кто помогал Маяковскому в становлении как художника и поэта?
– Как работал поэт?
3. Чтение статьи «В творческой лаборатории В. В. Маяковского» (с. 102–105 в учебнике).
Беседа по вопросам.
– Почему его стихи разбиты на строчки? (Строка становится значительнее, веселее, строка оживает.)
Задание: зачитать стихи на с. 103, доказать обоснованность предыдущего высказывания.
IV. Знакомство со стихотворением «Необычайное приключение…».
1. Слово учителя.
Читая стихотворение «Необычайное приключение…», мы попадаем в сказку. (Помните: «сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».) Перед нами картинка русской деревни, солнечного заката. В ней нет полутонов и оттенков. Закат пылает «В сто сорок солнц» (гипербола Маяковского), жара плывет над землей.
Место действия – село Пушкино на пригорке, Акулова гора. Обращение к солнцу. В. Маяковский работал в окнах РОСТА – Российское Телеграфное Агентство. Спать не приходилось, 3 часа с поленом под головой. Шла гражданская война, окна РОСТА освещали ее события, сообщали о развитии экономики; о вступлении в Красную Армию… Уставший поэт сердится на знойное солнце, приглашая его к себе.
2. Словарная работа: взорим – от слова заря, взойти над землей, озарить землю; занежен – запрятан, укутан; златолобо – золотой лоб; вспоем; трезвонится – встает; до донца – до конца. Цель неологизмов поэта не столько обогатить речь, сколько наиболее полно воплотить поэтическое чувство, создать художественный образ.
3. Выразительное чтение стихотворения учителем.
V. Подведение итогов урока.
– Понравилось ли вам стихотворение?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотво-
рения.