Урок 65 АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В. В. МАЯКОВСКОГО «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ…»

0
542
программы

Урок 65 АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В. В. Маяковского «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ…»

Цели: выявить смысл названия произведения, мотивации поступков героев; пронаблюдать особенности композиции произведения, проанализировать использованные поэтом средства художественной выразительности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение.

2. Тест.

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение…»

1) Заглавие и первые строки стихотворения вводят читателя в атмосферу:

а) рассказа;

б) поэмы;

в) веселой сказки.

2) Литературный прием, использованный автором к строке «В сто сорок солнц закат пылал»:

а) гипербола;

б) сравнение;

в) антитеза.

3) Разговор о поэзии с читателем-другом Маяковский ведет в форме:

а) поучительного рассказа;

б) задушевной полушутливой беседы;

в) нравоучительной истории.

4) Поэт и Солнце предстают в стихотворении как:

а) божество и маленький человек;

б) непримиримые враги;

в) два друга.

5) Диалог и авторские ремарки насыщены:

а) разговорной лексикой;

б) высокопарными словами;

в) сатирическими выпадами.

6) Поэт рисует встречу с Солнцем:

а) в сатирическом плане;

б) с юмором;

в) восторженно.

7) В стихотворении есть неологизм:

а) слазь;

б) шляться;

в) златолобо.

8) Маяковский обогатил выразительные возможности классического стиха:

а) введением паузы как ритмической единицы;

б) традиционным ямбом;

в) стихотворным ритмом.

9) В этом стихотворении поэт утверждает, что:

а) поэзия играет созидательно-преобразующую роль;

б) поэт возвышается над миром простых людей;

в) поэзия должна скрашивать темные стороны жизни.

10) Тема стихотворения:

а) жизнь поэта летом на даче;

б) фантастическая встреча человека и Солнца;

в) поэтический труд и назначение поэзии.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

б

в

а

б

в

а

а

в

III. Разбор-анализ стихотворения.

– Какова композиция? (В стихотворении два плана; «земной», событийный (солнце приходит в гости), обобщающий – философский; рассуждения солнца о трудности его дела, о содружестве поэта и солнца, о цели и лучей, и стихов, девиз солнца и поэта

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца!)

– Каково значение поэзии, по мнению поэта? (Поэзия – это труд, труд сложный, напряженный, но вместе с тем радостный, если цель достигнута. Цель стиха – озарить, воспеть (взорим, вспоем) «у мира в сером хламе» (хлам – преступность, воровство, разгильдяйство, карьеризм, казнокрадство, взяточничество), солнце освещает этот хлам, поэт борется с ним стихами. И если солнце устало, на смену ему приходят стихи. И снова настает день. Солнце и поэт – двустволка, сила их велика, поэтому «стена теней, ночей тюрьма пала».)

– Во имя чего поэт готов к ежедневной, будничной, трудной работе? (Чтобы пала «стена теней», все отрицательные стороны жизни (бюрократизм, подхалимство, мещанство), чтобы всегда день «трезвонился», день (свет, чистота, ясность) не заканчивался.)

– Что общего между солнцем и поэтом? (У обоих работа трудна, беспрерывна, борьба со всем отрицательным.)

– Каков язык стихотворения, каковы выразительные средства? (Гиперболы – «сто сорок солнц»; просторечия – «слазь», «шляться в пекло», неологизмы (новые слова); омонимы (звучат одинаково, значения разные); рифма – в облака ты – плакаты – сложная, ритм.)

Вывод. Маяковский, адресуясь к читателю-другу, для разговора о поэзии выбрал форму задушевной, полушутливой беседы, в которой утверждал мысль о высоком назначении поэзии. Поэт защищает непреходящее значение любого, самого скромного, незаметного или самого тяжелого труда, если он одухотворен целью, если он помогает людям в борьбе за счастье. Сам Маяковский весь свой талант, всю силу своего ума отдавал борьбе за светлое, солнечное завтра.

IV. Подведение итогов урока.

– В чем главная мысль стихотворения?

– Сумел ли поэт убедить вас в своей правоте?

– Найдите в стихотворении авторскую переделку фразеологизмов
(«смотреть в оба», «сколько зим, сколько лет», «никаких гвоздей») и объясните, какую роль они играют в тексте.

– Меняется ли настроение поэта на протяжении рассказа о встрече с солнцем.

– Рассмотрите иллюстрации (с. 112). Какая из них вам представляется наиболее удачной?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Необычайное приключение…», используя советы самого поэта; самостоятельно прочитать стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и подумать, что хочет сказать читателям поэт.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь