Цели: донести до детей мысль, что ради спасения родного, любимого человека можно пожертвовать самым дорогим в жизни; подвести к мысли: только сила любви дает возможность совершить невозможное.
Ход урока
I. Оформление выставки рисунков учащихся.
Ребята должны отметить, почему изменился Кай, и задуматься над вопросом: изменилась ли Герда?
II. Работа над пересказом.
Вопрос: Какие испытания ожидали Герду во время поисков Кая?
Беседа о прочитанном:
О Герде.
Вопросы:
1. Что заставило отважную героиню идти вперед? Что придавало ей силы?
2. Кто из героев сказки больше всех помогал Герде в поисках Кая?
О Снежной королеве.
Вопросы:
1. Добра ли Снежная королева (она согрела Кая, не дала ему погибнуть), или она не имеет жалости?
2. Найдите и прочитайте описания внешности Герды и Снежной королевы. Можно ли сказать, что обе героини велики в своей красоте?
3. Согласны ли вы с утверждением, что Герда сильнее Снежной королевы? Докажите.
III. Чтение четвертой и пятой историй в лицах. Беседа по содержанию.
Вопросы и задания:
1. Расскажите о поведении Герды после рассказа Ворона о принцессе и мальчике. Почему Герда спешила в путь, не захотела остаться жить в красивом дворце?
2. Понравилась ли вам маленькая разбойница? Можно ли утверждать, что она изменилась к концу пребывания у нее Герды? Чем это можно объяснить?
IV. Устное рисование портрета сказочника, переодетого разбойником.
Вопрос: Каким вы себе представляете сказочника?
V. Конкурс по оформлению титульного листа обложки для сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева».
Учащихся надо поделить на группы. На столах краски, клей, бумага – все, что понадобится для подобной работы. Время работы 10–15 минут. Ребята коллективно должны создать обложку к полюбившейся сказке. Все работы вывешиваются на доску. Каждая группа защищает свою работу. Жюри решает, чья работа лучше.
Домашнее задание: дочитать сказку самостоятельно. Подумать над вопросом: можно ли утверждать, что силой своей любви Герда превосходит Снежную королеву? Докажите. Нарисовать портреты сказочника и Снежной королевы.