Цели: начать знакомить учащихся с творчеством В. П. Астафьева; развивать познавательный интерес, учить правильному поведению в природе, бережному отношению к животным и птицам; развивать наблюдательность, речь учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Книги, принесенные детьми, выставляются на книжную выставку.
– Вы принесли сегодня на урок книги о животных, написанные дрессировщиками Дуровыми. А что вы знаете об этой семье?
– Более 100 лет радуют своими выступлениями дрессированные животные под руководством дрессировщиков Дуровых. Первым на арену вышел младший брат Владимира Леонидовича – Анатолий Дуров. В ту пору ему было 14 лет, он работал в цирках многих городов России, а выступал он с дрессированными животными в роли клоуна.
Традицию дедов продолжили внуки: Владимир Георгиевич (внук Анатолия Дурова), народный артист России, и Юрий Владимирович (внук Владимира Дурова), которые выступали как дрессировщики животных и птиц и как клоуны. Они продолжали традиции своих дедов, развивали принципы школы В. Л. Дурова.
По стопам отца пошла и Наталья Юрьевна Дурова, о ней и ее методах дрессировки мы можем узнать из ее книги «Большой театр», «Малышка».
Рассматривание книги; дети, которые принесли эту книгу на урок, рассказывают о том, что они узнали из нее.
– Чьи еще книги стоят на нашей выставке?
Учащиеся рассматривают книги, называют их авторов.
– Какой цирковой номер, описанный в книгах, показался вам самым забавным?
– О каких печальных, тяжелых случаях из жизни животных
вы прочитали?
– Каким вы представляете себе настоящего дрессировщика животных, прочитав книги цирковых артистов Дуровых?
– Каких других дрессировщиков вы знаете?
– Какими людьми они вам кажутся?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Завершают тему «Люби живое» рассказы Виктора Астафьева. Рассказ, который мы прочитаем сегодня, называется «Капалуха».
– Известно ли вам, кто это – капалуха? Прочитав рассказ В. Астафьева, вы сможете ответить на этот вопрос.
Учитель и учащиеся читают рассказ В. П. Астафьева «Капалуха».
– Кто же такая капалуха? (Глухарка.)
– Какой вы представляете себе эту птицу? (Заботливой, самоотверженной матерью, очень смелой.)
– Подтвердите ваше мнение словами из рассказа.
Чтение со слов: «Капалуха металась в стороне…» до слов: «А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом…» и чтение последнего абзаца.
– Чему вас научил этот рассказ? (Ни в коем случае нельзя трогать яйца птиц, забирать их из гнезда.)
IV. Итог урока.
– Что вас поразило, удивило?
– Какие открытия сделали?
– Что больше всего понравилось?
– О чем бы еще хотели узнать, прочитать?
Домашнее задание.
– Взять в библиотеке и прочитать еще один рассказ В. П. Астафьева с загадочным названием «Пищуженец».