Урок 63. Контрольно-обобщающий урок «Анализаторы»

0
228
информатика

В результате изучения темы учащиеся должны:

называть органы чувств человека, части слухового и зрительного анализато­ров, находить их на рисунках и таблицах;

раскрывать особенности анализаторов, их роль в восприятии раздражений окружающей среды и в их различении;

характеризовать гигиену органов слуха и зрения, взаимосвязь строения орга­нов зрения и слуха и их функций, роль органов равновесия, мышечного чувс­тва осязания, обоняния и вкуса.

Способ проведения зачета описан в зачетной работе «Опорно-двигательная сис­тема» (см. Урок 9).

Вопросы для проведения зачета:

Какое значение имеет соединение одного из отделов уха с носоглоткой при помощи слуховой трубы? Что представляет собой барабанная перепонка?

Какие оптические явления и физиологические процессы обеспечивают нор­мальное зрение?

Что такое анализатор? Назовите название, назначение, местоположение ор­ганов чувств человека.

Как уберечь свои глаза от нарушения нормальных функций и от заболеваний? Объясните меры профилактики.

Почему при насморке плохо различается вкус пищи? Какие рефлексы прояв­ляются при раздражении органов вкуса?

Концы чувствительных нервов – рецепторы И. П. Павлов назвал своеобраз­ными щупальцами мозга. Объясните смысл данного выражения.

Какие рецепторы находятся в коже? Какие раздражения они воспринимают? Развитием каких анализаторов компенсируется у слепоглухонемых отсутс­твие зрения и слуха?

Докажите, что строение глаза соответствует функции этого органа.

Как передается звуковой сигнал через внутреннее ухо? Какова функция на­ружного уха?

Каковы причины дальнозоркости и близорукости. Гигиена зрения. –

Какое значение для человека имеет орган вкуса? Где возникает возбуждение и как происходит различение вкуса пищи?

Что дает человеку возможность ориентироваться в бесконечно многообраз­ных условиях окружающего мира и играет огромную роль в трудовой деятель­ности человека? Приведите примеры.

Насчитывается 73 эпитета, по-разному характеризующих проявление боли. Говорят о боли острой, тупой, колючей, давящей, пронизывающей, поющей, глухой, тихой, мучительной и т. п. Доказано существование болевого анали­затора. Где находятся рецепторы этого анализатора? Изобразите схему этого анализатора. Полезна или вредна боль?

Охарактеризуйте защитные приспособления глаз. В каком случае глаз отды­хает: при рассматривании близкого или дальнего предмета?

Почему не будет восприниматься изображение предмета в месте выхода зри­тельного нерва из сетчатки? Какие особенности строения глаза позволяют свету проходить к сетчатке?

Где помещаются рецепторы, воспринимающие температуру, давление пред­мета, шероховатость, гладкость? Частью какого анализатора являются эти рецепторы? Каково значение этого органа чувств?

В чем проявляется взаимосвязь строения и функций органа слуха?

Чем достигается сохранение одинакового давления воздуха на обе стороны барабанной перепонки?

Может ли слуховой анализатор воспринимать свет, а зрительный – звук? От­вет обоснуйте.

Почему наступает слепота при помутнении роговицы или хрусталика, при повреждении сетчатки, ранении зрительного нерва и контузии зрительной зоны коры больших полушарий.

Профилактика болезней уха. Обоснуйте названные профилактические меры.

Охарактеризуйте мышечное чувство человека (функция, местоположение рецептора, значение в трудовой деятельности).

Почему человек в очках, переворачивающих изображение на сетчатке, через некоторое время начинает видеть нормально?

Объясните смысл предложения: «В темноте все кошки серые».

Из каких частей состоит зрительный анализатор? Почему для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей?

Охарактеризуйте орган обоняния человека (функция, местоположение ре­цептора, что является раздражителем).

Как происходит передача звуковых колебаний из окружающей среды к слу­ховым рецепторам?

Почему нельзя одновременно хорошо видеть предметы разной удаленности от глаз?

Почему вредно читать в движущемся транспорте?

Какие причины чаще всего оказывают вредное влияние на наш слух и как нужно предотвращать эти нежелательные воздействия?

Как человек ощущает положения своего тела в пространстве?

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь