В результате изучения темы учащиеся должны:
называть органы чувств человека, части слухового и зрительного анализаторов, находить их на рисунках и таблицах;
раскрывать особенности анализаторов, их роль в восприятии раздражений окружающей среды и в их различении;
характеризовать гигиену органов слуха и зрения, взаимосвязь строения органов зрения и слуха и их функций, роль органов равновесия, мышечного чувства осязания, обоняния и вкуса.
Способ проведения зачета описан в зачетной работе «Опорно-двигательная система» (см. Урок 9).
Вопросы для проведения зачета:
Какое значение имеет соединение одного из отделов уха с носоглоткой при помощи слуховой трубы? Что представляет собой барабанная перепонка?
Какие оптические явления и физиологические процессы обеспечивают нормальное зрение?
Что такое анализатор? Назовите название, назначение, местоположение органов чувств человека.
Как уберечь свои глаза от нарушения нормальных функций и от заболеваний? Объясните меры профилактики.
Почему при насморке плохо различается вкус пищи? Какие рефлексы проявляются при раздражении органов вкуса?
Концы чувствительных нервов – рецепторы И. П. Павлов назвал своеобразными щупальцами мозга. Объясните смысл данного выражения.
Какие рецепторы находятся в коже? Какие раздражения они воспринимают? Развитием каких анализаторов компенсируется у слепоглухонемых отсутствие зрения и слуха?
Докажите, что строение глаза соответствует функции этого органа.
Как передается звуковой сигнал через внутреннее ухо? Какова функция наружного уха?
Каковы причины дальнозоркости и близорукости. Гигиена зрения. –
Какое значение для человека имеет орган вкуса? Где возникает возбуждение и как происходит различение вкуса пищи?
Что дает человеку возможность ориентироваться в бесконечно многообразных условиях окружающего мира и играет огромную роль в трудовой деятельности человека? Приведите примеры.
Насчитывается 73 эпитета, по-разному характеризующих проявление боли. Говорят о боли острой, тупой, колючей, давящей, пронизывающей, поющей, глухой, тихой, мучительной и т. п. Доказано существование болевого анализатора. Где находятся рецепторы этого анализатора? Изобразите схему этого анализатора. Полезна или вредна боль?
Охарактеризуйте защитные приспособления глаз. В каком случае глаз отдыхает: при рассматривании близкого или дальнего предмета?
Почему не будет восприниматься изображение предмета в месте выхода зрительного нерва из сетчатки? Какие особенности строения глаза позволяют свету проходить к сетчатке?
Где помещаются рецепторы, воспринимающие температуру, давление предмета, шероховатость, гладкость? Частью какого анализатора являются эти рецепторы? Каково значение этого органа чувств?
В чем проявляется взаимосвязь строения и функций органа слуха?
Чем достигается сохранение одинакового давления воздуха на обе стороны барабанной перепонки?
Может ли слуховой анализатор воспринимать свет, а зрительный – звук? Ответ обоснуйте.
Почему наступает слепота при помутнении роговицы или хрусталика, при повреждении сетчатки, ранении зрительного нерва и контузии зрительной зоны коры больших полушарий.
Профилактика болезней уха. Обоснуйте названные профилактические меры.
Охарактеризуйте мышечное чувство человека (функция, местоположение рецептора, значение в трудовой деятельности).
Почему человек в очках, переворачивающих изображение на сетчатке, через некоторое время начинает видеть нормально?
Объясните смысл предложения: «В темноте все кошки серые».
Из каких частей состоит зрительный анализатор? Почему для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей?
Охарактеризуйте орган обоняния человека (функция, местоположение рецептора, что является раздражителем).
Как происходит передача звуковых колебаний из окружающей среды к слуховым рецепторам?
Почему нельзя одновременно хорошо видеть предметы разной удаленности от глаз?
Почему вредно читать в движущемся транспорте?
Какие причины чаще всего оказывают вредное влияние на наш слух и как нужно предотвращать эти нежелательные воздействия?
Как человек ощущает положения своего тела в пространстве?