Урок 62 УТВЕРЖДЕНИЕ ДОБРА, СОСТРАДАНИЯ, ГУМАНИЗМА В ДУШАХ СОЛДАТ, ВЕРНУВШИХСЯ С ВОЙНЫ (ПО РАССКАЗУ А. П. ПЛАТОНОВА «ВОЗВРАЩЕНИЕ»)
Цель урока: отметить, как противопоставлена II часть рассказа I части, а что объединяет обе части.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Закончилась первая часть рассказа. Она противопоставлена второй части по ключевым образам: пространство – дом; легкая котомка – сундук, добро; простая подручная радость – тихая семейная радость; тревожная жизнь – хозяйство, тепло дома; свобода – долг перед детьми; один – семья; запах леса – запах дома.
Попытаемся отследить, отметить это противопоставление двух частей, двух образов жизни.
Запись темы и эпиграфа ко второй части рассказа:
Всех привычек перемена
Поначалу тяжела.
А. Твардовский
– Что же объединяет эти две части? (Мотив радости, сердечного чувства, доброты, правды. Несколько раз возникает мотив пространства, походной жизни, от которой еще не отвык четыре года проживший на фронте солдат:
«Он дышал устоявшимся родным запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же и прежде, четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него. Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного дома. Иванов вспомнил еще запах Маши, как пахли ее волосы; но они пахли лесной листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью».
Автор с чуткостью, осторожно описывает чувства солдата, после долгой отлучки вернувшегося домой. Он чувствует радость – но еще не может ощущать ее всем сердцем: «вероятно, он слишком отвык от домашней жизни», как отвыкли за долгие годы войны десятки тысяч солдат.)
– Как вы думаете, почему Платонов дал героям такие имена и фамилии – Иванов и Маша? (Автор описывает не редкую, частную ситуацию, а то, что переживало подавляющее большинство людей.)
– В родном доме без него шла своя жизнь – как и у него на фронте. Совершенно изменился сын Петр: за те годы, что отец «жил на фронте», а мать целый день работала на заводе, он научился вести хозяйство, думать не о себе, а о своих родных, научился заботиться о пище и тепле. (Записать в тетрадь: ключевые слова: сундук, добро, хозяйство, польза, тепло, кормить.)
Такие заботы были непосильны для ребенка, и он словно разучился радоваться жизни. Иванов-отец понял свой долг: «Ему нужно было как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей – тогда постепенно все пойдет к лучшему, и Петрушка будет бегать с ребятами, сидеть за книжкой, а не командовать с рогачом у печки». Иванову трудно понять сына: армию в последние годы войны снабжали хорошо («…тебе хорошо было на готовых харчах!» – думает Петрушка), а в тылу было очень голодно.
К жене и детям приходил Семен Евсеич, семью которого убили немцы: «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека».
– Можно ли осуждать Семена Евсеича за то, что он, осиротевший человек, прилепился сердцем к бедствующей семье? Можно ли осуждать Любовь Васильевну за то, что она приняла помощь чужого мужчины?
Читаем ночной разговор героя с женой (с. 179–180, учебник).
Автор с большим искусством передает чувства мужчины,
у которого, с одной стороны, задето мужское самолюбие, разбужена ревность: его жена привечала другого мужчину, принимала его помощь и даже позволила ему поцеловать себя; в то же время он ощущает виноватым и себя – ведь он не сразу приехал к жене, а остался на два дня с Машей, и это чувство вины раздражает его, заставляет злиться на других и искать виновных. Читатель-мужчина, возвратившийся с войны, узнавал, возможно, в описанной ситуации себя.
Иванов заявляет: «Ничего без расчета не бывает», – забывая, что сам попросил поцелуя у Маши без расчета, только по влечению сердца. В поступках Семена Евсеича, как в зеркале, он видит себя: он тоже поцеловал Машу сначала только в щеку. Оскорбительно называя Семена Евсеича «Семен-Евсей», «Сенька-Евсейка», «Сенька и Евсейка», Иванов тем самым оскорбляет и свою жену, которая отогрела сердце человека, тосковавшего «по мертвой семье».
И опять мы видим, как Иванов говорит пошлые, пустые фразы, которые разбиваются о глубокую искренность жены: «Эх, какая ты, Люба, все вы, женщины, такие» – «Зачем нам время, когда тебя нет!»; «С одного-то счет и начинается: один, потом два», «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…» – «Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала, у меня руки от горя тряслись, а работать надо было с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей-фашистов».
Слепое мужское самолюбие мешает Иванову разглядеть истинное положение дел, и отповедь сына он воспринимает как оскорбление. Он решает уехать от жены, и его мысли автор передает с помощью несобственно-прямой речи: «Все равно его сердце ожесточилось против нее и нет в нем прощения человеку, который целовался и жил с другим, чтобы не так скучно, не в одиночестве проходило время войны и разлуки с мужем. А то, что Люба стала близкой к своему Семену или Евсею потому, что жить ей было трудно, что нужда и тоска мучили ее, так это не оправдание, это подтверждение ее чувства».
Жена не знает, что он тоже целовался и жил с другой, – может быть, она бы тоже не нашла в своем сердце прощения человеку, который от скуки целовал другую женщину. Но жена не знает, а читатели знают и понимают, что оба героя хотят начать новую жизнь ради детей, измученных войной.
– Чтение эпизода «Дети бегут к переезду» (с. 187, учебник).
– Какие слова автора обращены к мужчинам, возвращающимся в свои семьи после войны? (От слов: «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать…» до слов «… а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».)
Писатель словно призывает мужчин-фронтовиков «узнать своих детей», вспомнить свою жену, почувствовать ту боль и то горе, которые они испытали во время войны. И помнить о самом главном, ради чего воевали, – о будущем страны, детях.
Домашнее задание: подготовиться к уроку-концерту «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».