Цели: продолжать работу над произведениями о природе; продолжать знакомить учащихся с произведениями Е. И. Чарушина, показать особое отношение писателя к животным; учить понимать «братьев наших меньших».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся рассказывают (читают) свои истории о том забавном, необыкновенном, удивительном, чудесном, увлекательном из жизни природы, что им когда-то довелось увидеть.
– Легко ли вам было передать словами то, что вы увидели?
– Что было особенно трудно описать?
– Что было труднее: изобразить увиденное посредством рисунка или посредством слова?
– Чьи описания вам показались наиболее удачными, интересными?
– Что особенно понравилось?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
– Продолжат раздел «Природа и мы» произведения Евгения Ивановича Чарушина.
– Е. И. Чарушин не только изучал повадки, характеры животных, понимал их и любил, но умел очень интересно рассказать об увиденном. Читая рассказы Е. И Чарушина, невольно чувствуешь себя участником событий, а рассматривая рисунки животных, выполненные писателем и художником Е. И. Чарушиным, видишь воочию и маленьких медвежат-сирот, которых привезли в зоопарк, где ухаживали за ними, как за маленькими детьми, и понятливого щенка Томку, который, как и люди, видел сны, и ловкого кота Епифана, который помогал нести службу старому бакенщику, и многих-многих других таких интересных и разных героев Евгения Ивановича Чарушина.
2. Работа над произведением.
– А сегодня мы прочитаем рассказ о том, как однажды писатель рисовал животных в зоопарке, и узнаем, что с ним приключилось.
Учитель читает рассказ Е. И. Чарушина «Кабан».
– Что хотите сказать?
– Что нового узнали?
– Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше всего? Чем?
– Каким вы его себе представили?
– Каким настроением наполнен рассказ?
IV. Итог урока.
– Чему вас научил сегодняшний урок?
– О чём бы ещё хотели узнать, прочитать?
Домашнее задание: перечитать рассказ Е. И. Чарушина «Кабан» (с. 96–99, часть 2-я); нарисовать того животного из рассказа, который особенно понравился; принести на следующий урок книги с рассказами Е. И. Чарушина.