Цель урока: обобщить знания учащихся о многообразии сред обитания млекопитающих, экологических группах, в которые они объединяются, наиболее характерных особенностях строения, жизнедеятельности, поведение наземных, летающих, подземных, водных млекопитающих.
Оборудование: Чучела, таблицы с изображениями млекопитающих, населяющих наземную, подземную, водную среды обитания, фотографии, качественные рисунки летающих млекопитающих.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний.
Индивидуальная работа по карточкам.
Зоологический тренажер № 2 (см. Приложение)
Пользуясь приведенной информацией, выберите названия животных, относящихся к отряду приматы, а затем — признаки, характерные для представителей этого отряда. Ответы запишите с помощью двухцифрового кода.
Изучение новой темы
Зоологи насчитывают сейчас около 4700 видов млекопитающих (большую часть которых составляют грызуны), которых они объединяют в 1100 родов, 139 семейств, 28 отрядов и 2 подкласса. По числу таксонов большого разнообразия среди наземных позвоночных достигают только птицы, однако и их млекопитающие превосходят по разнообразию экологических «форм и функций».
Большинство зверей — наземные животные, однако есть млекопитающие, навсегда ушедшие в воду — киты, дельфины, сирены. Ластоногие — тюлени, котики, сивучи, моржи и морские львы — выходят на сушу только для размножения и отдыха. Есть млекопитающие, полностью или частично потерявшие зрение и скрывшие себя под землей. Это кроты, гоферы, слепыши и слепушонки. Есть, наконец, звери никогда или почти никогда не спускающиеся с деревьев на землю (ленивцы, некоторые лемуры и обезьяны), и есть те, кто освоил воздушное пространство, — разнообразные летучие мыши и шерстокрылы. Разброс «рекордных значений» жизненных «форм и функций» впечатляет не менее, чем разнообразие сред, освоенных этим классом.
Самое маленькое млекопитающее — свиноносая летучая мышь весит 1,5 г, что в сто миллионов раз меньше массы голубого кита. Серый волк имеет участок обитания до 1000 км2, тогда как похожий на лишенную волосяного покрова крысу голый африканский землекоп всю жизнь не покидает своей единственной норы. Самка этого землекопа рождает до 28 детенышей, а самка орангутанга только одного. Африканский слон проживет возраст человека, тогда как самец бурой сумчатой мыши живет меньше года и даже не может увидеть появления на свет своего потомства. Общие для всего класса структурные элементы также весьма разнообразны в частных своих проявлениях. Конечности могут быть изменены власты и крылья. При ходьбе звери могут опираться на всю стопу (медведи), на стопу и пальцы (кролики), на пальцы (большинство зверей) и даже на фаланги пальцев (копытные). В последнем случае число пальцев может сократиться до двух (корова) и даже до одного (лошадь). Хвост может полностью отсутствовать (некоторые приматы, рукокрылые). Волосы могут превращаться в жесткую щетину (кабан), иглы (дикобразы, ежи) или совсем исчезнуть (зубатые киты).
С чем же связано появление такого большого разнообразия форм млекопитающих?
В процессе приспособления к разным местам обитания млекопитающее разделились на следующие экологические группы:
Наземные звери — наиболее обширная группа млекопитающих. Среди них можно выделить зверей, населяющих лес и заросли кустарников, и живо г- ных-обитателей открытых пространств. К первым относятся виды, проводящие большую часть жизни на деревьях и устраивающих там гнезда (белки, куницы и др.). Удивительным примером приспособленности к древесному образу жизни служат обитатели тропиков Центральной и Южной Америки — ленивцы, о которых мы сейчас и послушаем небольшое сообщение.
Другие лесные животные ведут полудревесный — полуназемный образ жизни и лишь частично добывают пищу на деревьях. Многие виды используют лес в основном как укрытие, добывая корм на земле (бурые медведи, лоси, олени и др.).
Обитатели открытых пространств (копытные, тушканчики, суслики) живут в условиях отсутствия естественных убежищ и обилия растительной пищи. Сюда же относятся многие насекомоядные, хищные, приспособившиеся к жизни в степях и пустынях. Жизненная форма тушканчиков приспособлена к быстрому передвижению прыжками. В связи с этим у них развились особенности во внешнем строении, с которыми мы и познакомимся, прослушав сообщение об этих зверьках.
Вторая группа животных — это подземные млекопитающие — небольшая группа специализированных видов животных. Один из таких зверей нам хорошо известен — это крот, мы уже знакомились с ним, изучая отряд насекомоядных.
В третьей экологической группе — водные звери — наблюдается ряд переходов от наземных видов, ведущих полуводный образ жизни, к полностью водным. Например, норка устраивает норы на суше — по берегам пресных водоемов, а кормится как в воде, так и на суше (рыбой, амфибиями, водяными крысами). Больше времени проводит в воде выдра, ее пищевой рацион в основном состоит из рыбы. У нее уже появляются приспособления к водному образу жизни — укороченные конечности, наличие перепонки между пальцами, редукция ушной раковины. В еще большей мере связаны с водой тюлени, которые вне воды спариваются и рождают детенышей. Полностью водными млекопитающими являются китообразные. Более подробно с образом жизни выдры нас познакомит сообщение.
Последняя, четвертая группа — это летающие звери, к которым относятся рукокрылые, или летучие мыши. С их особенностями мы уже знакомились в процессе изучения многообразия млекопитающих. Давайте вспомним основные черты приспособленности данной группы животных к своему образу жизни.
Более подробно чертами приспособленности млекопитающих в связи с образом жизни мы ознакомимся в ходе выполнения лабораторной работы •’Экологические группы млекопитающих». Для ее выполнения вам выданы чучела, рисунки, фотографии млекопитающих. Кроме того, с особенностями некоторых животных мы уже ознакомились в процессе изучения многообразия млекопитающих. Внимательно рассмотрите выданных вам животных, с помощью инструктивной карточки, текстов соответствующих параграфов выявите особенности представителей различных экологических групп. На выполнение данной работы вам дается 15 минут.
Лабораторная работа 10. Экологические группы млекопитающих
Инструктивная карточка
Рассмотрите чучело или фотографию млекопитающего. Выясните, какова
форма его тела? Из каких отделов оно состоит? Назовите особенности строения тела.
Рассмотрите покровы тела млекопитающего. Видоизменился ли волося
ной покров млекопитающего? Как повлиял образ жизни данного млекопитающего на формирование волосяного покрова?
Изучите голову млекопитающего. По ее форме можно определить веду
щий орган чувств, а исходя из этого и способ добывания корма, и образ жизни. Исходя из наблюдений, сделайте предположение.
Обратите снимание на лапы млекопитающего. При передвижении зверь опирается на стопы, на пальцы или копыта? Есть ли у данного животного перепонки между пальцами? Если да, то какую среду обитания освоило данное животное? Какой вывод можно сделать, исходя из строения лап?
Подведение итогов работы: обобщите полученные результаты и на их ос
новании заполните таблицу.
Представи тели |
Основные особенности строения млекопитающих |
Название экологической группы |
1. Крот |
Форма тела цилиндрическая; шерсть густая, короткая, не имеет направления; голова удлиненная с вытянутым хоботком свидетельствует о хорошо развитом обонянии. Глаза развиты слабо, ушные раковины зачаточны, прикрыты кожистой складкой; передние лапы лопатообразные, укороченные |
Подземные звери |
2. Выдра |
Тело вытянутое, покрытое мехом, с грубыми остевыми волосами и густой подпушью, хорошо удерживающим тепло; голова округлая, хорошо развиты органы зрения и осязания (вибриссы), ушные раковины маленькие. Охотится, преследуя рыбу и хватая ее за брюхо. Конечности укороченные, на задних лапах между пальцами развиты перепонки. Хвост длинный, мускулистый |
Полуводные звери |
3. Летучая мышь |
Тело небольшое, вытянутое, покрытое хорошо развитым волосяным покровом. Голова относительно небольшая, округлая, имеет глаза, хорошо развитые ушные раковины. Передние конечности видоизменены, между пальцами, телом и задними конечностями натянуты кожистые перепонки |
Летающие звери |
4. Белка |
Тело немного вытянутое, покрытое мягким мехом. Голова небольшая, округлая, с хорошо развитыми глазами и ушными раковинами. Лапы имеют острые когти, с помощью которых белка удерживается на стволе дерева, передние лапы короче задних; задние лапы сильные, позволяют белке делать большие прыжки; хвост пушистый — служит при прыжках рулем и парашютом |
Наземные лесные звери, ведущие древесный образ жизни |
Общие выводы, заключение
& Различные условия жизни млекопитающих привели к возникновению большого количества жизненных форм млекопитающих, которые различаются пропорциями тела, способами передвижения и т.д. Одна и та же жизненная форма может возникать у неродственных между собой видов и отражает лишь сходство условий их существования.
Закрепление
Кто из перечисленных животных ведет полуводный образ жизни:
а) выхухоль; б) суслик; в) белобочка.
Нутрия живет в местах, где водоемы не промерзают, потому что:
а) у нее непостоянная температура тела;
б) она строит норы под водой;
в) лед затрудняет добычу подледных растений.
На колебания численности млекопитающих больше всего могут повли
ять:
а) низкая температура воздуха;
б) инфекционные заболевания;
в) отсутствие удобных укрытий.
Хвост обезьяны — это приспособление, в основном:
а) к защите;
б) к планированию при прыжках;
в) к лазанью по деревьям.
Приспособление к подземному образу жизни у крота:
а) одинаковое строение зубов; в) волосяной покров на теле;
б) активный образ жизни; г) лопатоообразные конечности.
У морских млекопитающих приспособление к жизни в воде:
а) развитое зрение; в) обтекаемая форма тела;
б) большие клыки; г) густой мех.
Распределите животных по экологическим группам:
Кашалот. 2. Белка. 3. Соболь. 4. Выхухоль. 5. Еж. 6. Коала. 7. Тушканчик. К. Летучая мышь. 9. Летяга. 10. Кулан. И. Слепыш. 12. Касатка. 13. Вампир. 14. Утконос. 15. Крот.
Домашнее задание
§75.
Индивидуальное задание: подготовить сообщения о брачном поведении, мече- нии территории, убежищах, заботе о потомстве, миграциях различных млекопи- | ающих.
Рекомендуемая литература:
Васильев К. Весна, пора любви… // В мире животных, 2003, N94.
Климов В. Родители и дети // В мире животных, 2003, №1.
Руковский Н. Н. Как звери воспитывают своих детей // Муравейник, 2000, №7.
Руковский Н. Н. Метки // Муравейник, 2000, №3.
Руковский Н. Н. Убежища четвероногих. М;, 1991.