Задачи: закрепить и проверить знания и умения, полученные при изучении физической географии России, о природных компонентах и природных районах; совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации; развивать навыки общения учащихся при групповой работе.
Ход урока
Итоговый урок проводится в виде командной игры «Конкурс знатоков». Для этого класс делится на 5 команд по 4 – 5 человек в каждой. Команда заранее выбирает свое название, готовит эмблему и девиз.
Все задания оцениваются жюри, в состав которого входят учителя географии и учащиеся – участники олимпиад по географии. За каждое задание команды получают определенное количество баллов. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов; ее участники получают «5». Команда, занявшая второе место, – «4». Остальные – на усмотрение учителя и жюри.
Конкурс 1
«Тайна в конверте № 1» – предлагается из фрагментов контурной карты собрать природный район, назвать его и показать на карте (5 баллов),
«Тайна в конверте № 2» – зачитать предлагаемый отрывок, определить природный район (7 баллов).
Текст 1
В переводе с тюркского языка означает «пояс». Своеобразием является отчетливо выраженная асимметрия его западного и восточного океанов, много карстовых воронок, пустот, пещер. Создано много прудов-водохранилищ. Континентальность климата нарастает с северо-запада на юго-восток.
(Урал.)
Текст 2
Горы расположены в глубине материка на значительном расстоянии от океанов. Они богаты железными, полиметаллическими рудами, золотом и др. Климат меняется от континентального до резко континентального. Почти везде встречается в виде островов многолетняя мерзлота.
(Пояс гор Южной Сибири.)
Текст 3
В центральной части осевой зоны гор на поверхность выходят наиболее устойчивые древние кристаллические породы. Здесь находятся все «пятитысячники» России. Горные реки бурные. У основания лесного пояса распространены заросли колючих кустарников – шибляка. Ведется заготовка древесины бука, ели, пихты, дуба, сосны. Этот район известен как место отдыха, туризма, лечения.
(Кавказ.)
Текст 4
Это преимущественно горная территория, расположенная в области мезозойской и кайнозойской складчатости. Зимой осадков выпадает мало, мощность снежного покрова невелика, поэтому грунты промерзают на значительную глубину. Здесь можно встретить каменно-березовые леса, шеломайник, борщевик, маньчжурский орех, дикие груши и яблони. Деревья перевиты лианами.
(Дальний Восток)
Текст 5
Площадь равнины в пределах России около 3 млн. км2. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Континентальность нарастает к востоку и особенно к юго-востоку. Самое большое озеро равнины имеет среднюю глубину -51м, площадь – 17 700 км2. Равнинный рельеф, благоприятные климатические условия, плодородные степи и обширные леса способствовали ее заселению и освоению с древних времен.
(Русская равнина.)
Конкурс 2
«Тайна в конверте № 3» – зачитать предлагаемый отрывок, узнать природный компонент, заполнить схему «Природный комплекс» (5 баллов).
После того как схема «Природный комплекс» заполнится, вопрос к классу: какие природные компоненты были забыты? (1 балл).
Текст 1
В. В. Докучаев назвал этот природный компонент «зеркалом» природы, подчеркивая нам тем самым, что природный компонент отражает взаимодействие всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия.
(Почва.)
Текст 2
Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог А. И. Воейков писал, что это «…продукт климата. Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы».
(Вода и внутренние воды.)
Текст 3
Этот природный компонент оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека… Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние 4 группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающаяся поверхность.
(Климат.)
Текст 4
Этот природный компонент определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни природы и человека. Природный компонент предохраняет поверхность от разрушения внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот природный компонент тоже приспособился к определенным условиям существования, поэтому распространение зависит от климатических условий и характера почв.
(Растительность.)
Текст 5
Этот природный компонент очень разнообразен. Приспосабливается к определенным условиям существования, распространение зависит от климатических условий, растительности и характера почв.
(Животный мир.)
Конкурс 3
«Визитная карточка природного района»
Учащимся предлагается написать и прочитать название своего района, используя как можно меньше слов, учитывая все природные компоненты (10 баллов). (Например: Дальний Восток – Тихий океан, Ключевская Сопка, муссоны, наводнения, Амур, нефть, уссурийский тигр, женьшень).
Конкурс 4. «Знатоки карты»
От каждой команды участвуют по одному человеку. Ученик, стоя спиной к карте, получает карточку, где указывается географический объект. Например: 1-я команда – полуостров Камчатка; 2-я команда – хр. Сихотэ-Алинь; 3-я команда – Кольский полуостров и т. п. Вначале ученик устно определяет физико-географическое положение территории, далее поворачивается к карте и показывает объект. Жюри оценивает ответы. Возможны дополнения и исправления от членов команды.
Конкурс 5. «Географическая дуэль»
Принимает участие по 1 человеку от команды. Ученики встают с двух сторон карты. Учитель называет объект, кто быстрее его покажет, тот и выигрывает. Каждой паре надо показать 5 объектов. Сначала соревнуются 1-я и 2-я команды. Победитель остается, побежденного заменяет представитель 3-й команды и т. д. до основного победителя.
Жюри подсчитывает баллы. Награждает победителей. Учитель подводит итоги урока, благодарит всех за участие.